Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 декабря 2016 г. N 5.1-01/3341
по проекту федерального закона N 1187317-6 "О ратификации Соглашения о сотрудничестве в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море", принятому Государственной Думой 21 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 4 октября 2016 года (N 1187317-6).
Названное в Федеральном законе Соглашение было подписано в городе Астрахани 29 сентября 2014 года. Сторонами Соглашения являются правительства Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана.
Россия подписала Соглашение с заявлением, согласно которому деятельность по реализации Соглашения не означает признания Российской Федерацией одностороннего распространения прибрежными государствами суверенитета на акваторию Каспийского моря. Названное заявление сделано ввиду продолжающихся переговоров о статусе Каспийского моря, по результатам которых должен быть определён правовой режим его использования прикаспийскими государствами. В соответствии со статьёй 17 Соглашения никакие положения данного Соглашения не интерпретируются как предопределяющие результат переговоров по правовому статусу Каспийского моря.
Положениями Соглашения регулируется взаимодействие Сторон в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Каспийском море. Предусмотрено, что оно применяется в случаях предупреждения и/или ликвидации чрезвычайных ситуаций в Каспийском море, если такие ситуации не могут быть устранены силами государства Стороны, а также когда запрашивающая Сторона полагает, что ситуация, возникшая на сухопутной территории её государства, может оказать негативное влияние на Каспийское море (статья 2).
Соглашением (статья 4) установлены формы сотрудничества Сторон, в частности: взаимодействие Сторон при прогнозировании и мониторинге чрезвычайных ситуаций; информирование (оповещение) о риске возникновения чрезвычайной ситуации, которая может затронуть государство другой Стороны; оказание помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьёй 5 Соглашения компетентными органами от Российской Стороны, ответственными за реализацию Соглашения, являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство транспорта Российской Федерации.
Соглашением, в том числе, урегулировано: порядок предоставления помощи на основании запроса (статья 6); вопросы координации и взаимодействия групп по оказанию помощи (статья 7); осуществление транзита групп по оказанию помощи (статья 8); правовой режим въезда, выезда и пребывания на территории государства запрашивающей Стороны групп по оказанию помощи (статья 9); порядок использования воздушного и водного транспорта (статьи 10, 11).
Согласно пункту 1 статьи 14 Соглашения помощь может быть оказана на безвозмездной или на компенсационной основе по согласованию Сторон.
Соглашение совершено в одном подлинном экземпляре на 6 языках (азербайджанском, казахском, русском, туркменском, фарси и английском). В случае возникновения разногласий Стороны будут использовать английский текст, который в предложении о ратификации не содержится.
В соответствии со статьёй 20 Соглашения его депозитарием является Правительство Российской Федерации.
В Преамбуле Соглашения указана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря, которая поименована как "Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция) от 4 ноября 2003 года". Отмечаем, что в официальном наименовании названного документа, которое приводится в Бюллетене международных договоров N 11 за 2016 год, слова "Тегеранская конвенция" не содержатся.
Соглашение соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части, касающейся освобождения водного транспорта, участвующего в оказании помощи, от всех видов портовых сборов в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Соглашения, содержит иные правила, чем предусмотренные законом, в частности, статьёй 19 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 4 января 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Фёдорову, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову, Ю.Л. Воробьёву и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерову, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию М.П. Щетинину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.