Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 декабря 2016 г. N 5.1-01/3284
по Федеральному закону "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств-членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения",
принятому Государственной Думой 14 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 5 ноября 2016 года (N 20488-7).
Названное в Федеральном законе Соглашение было подписано в городе Душанбе 15 сентября 2015 года. Соглашение направлено на создание договорно-правовой базы сотрудничества государств-членов ОДКБ в области перевозок их воинских и других формирований, принадлежащего этим формированиям движимого имущества, а также продукции военного назначения. Положениями Соглашения регулируются вопросы взаимодействия Сторон при транзите указанных формирований, движимого имущества и продукции военного назначения через территории Сторон и (или) через территорию государства, которое не участвует в Соглашении.
Соглашением (ст. 4) предусмотрен особый порядок пересечения государственных и таможенных границ Сторон личным составом перевозимого воинского и другого формирования (караула): по именному списку личного состава и при предъявлении установленных национальным законодательством направляющей Стороны документов, удостоверяющих их личность и принадлежность к воинским и другим формированиям, караулу, если иное не предусмотрено международными договорами Сторон. На этих лиц не распространяется законодательство принимающей или транзитной Стороны в части, касающейся регистрации иностранцев (ст. 12).
В абзаце первом статьи 4 содержится формулировка "пересечение государственных и таможенных границ Сторон". Отмечаем, что пять из шести участников Соглашения (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия) являются членами ЕАЭС, в котором территории его государств-членов составляют единую таможенную территорию.
Предусмотрено, что Соглашение действует в течение срока действия Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (ст. 26).
По Соглашению обращаем внимание на положение, которое может вызвать необходимость толкования.
В статье 10 (абзац второй на стр. 11) указаны случаи, когда лица, входящие в состав воинских и других формирований, караула, вправе применить оружие. В то же время в другом абзаце этой статьи (абзац десятый на стр. 11) говорится о случаях запрета применения оружия лицами, входящими в состав воинских и других формирований, караула, а также сопровождающих служб. Отмечаем, что положения Соглашения, определяющие состав лиц, которые вправе применить оружие, и состав лиц, которым запрещено применять оружие в установленных случаях, отличаются.
Соглашение соответствует Конституции Российской Федерации, согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпунктов "а" и "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части нераспространения на иностранных граждан, входящих в состав воинского и другого формирования (караула и специалистов), правил миграционного учёта содержит иные положения, чем предусмотренные российским законодательством, и поскольку заключено по вопросам, затрагивающим обороноспособность России.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, проведена антикоррупционная экспертиза, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 29 декабря 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву и И.М.-С. Умаханову, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерову, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.