Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 декабря 2016 г. N 5.1-01/3291
по Федеральному закону "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 16 декабря 2016 года
Досье на проект федерального закона
Законопроект N 29777-7 "О внесении изменения в статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства)" внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 17 ноября 2016 года. При рассмотрении законопроекта во втором чтении были изменены его наименование и расширен предмет правового регулирования.
Федеральным законом от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождаются все виды услуг, оказываемых в рамках арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 "О международном коммерческом арбитраже", оплата которых осуществляется через некоммерческую организацию, подразделением которой является это постоянно действующее арбитражное учреждение.
Кроме этого, Федеральным законом предусмотрено, что управляющая компания особой экономической зоны (далее также - ОЭЗ), созданная в форме хозяйственного общества, 100 процентов акций которого принадлежат Российской Федерации, вправе не восстанавливать принятые к вычету при создании объектов инфраструктуры ОЭЗ суммы НДС в случае последующей передачи этих объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления. В соответствии с действующим правилом, если последующая передача объекта не облагается НДС, принятые в процессе создания такого объекта суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат восстановлению и уплате в федеральный бюджет. Федеральный закон установил исключение из этого правила.
Федеральным законом также уточняется редакция пунктов 7 и 8 статьи 261 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), регламентирующей порядок учета расходов на освоение природных ресурсов в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Федеральный закон в целом соответствует основам налогообложения и сборов в Российской Федерации, однако по Федеральному закону имеются следующие правовые замечания.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона правом не восстанавливать сумму принятых в процессе создания инфраструктурных объектов ОЭЗ сумм НДС может воспользоваться только управляющая компания, 100 процентов акций которой принадлежат Российской Федерации. Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" управляющей компанией признается также хозяйственное общество, созданное с участием указанного хозяйственного общества, либо иное хозяйственное общество, которое заключило с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти соглашение об управлении особой экономической зоной. Такое выборочное предоставление налоговой льготы не согласуется с абзацем вторым пункта 2 статьи 3 Налогового кодекса, в соответствии с которым не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности и иных носящих дискриминационный характер оснований.
Формулировка статьи 3 Федерального закона о порядке вступления Федерального закона в силу не соответствует правилу абзаца четвертого пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса, в соответствии с которым акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика, могут вступать в силу с указанной в них даты, но не ранее даты официального опубликования такого акта. В силу данного положения Налогового кодекса Федеральный закон может вступить в силу с 1 января 2017 года, как указано в статье 3 Федерального закона, только в случае, если он будет официально опубликован до этой даты. В противном случае его положения вступят в силу в общем порядке, предусмотренном абзацем первым пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса, то есть не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Правовые последствия принятия Федерального закона состоят в следующем.
Устраняется правовая неопределенность в вопросе о правомерности освобождения от обложения НДС услуг, оказываемых постоянно действующими арбитражными учреждениями в рамках арбитража (третейского разбирательства). Оказание этих услуг в настоящее время не облагается НДС на основании сложившейся судебной практики, так как деятельность, осуществляемая в процессе арбитража (третейского разбирательства) не признается судами предпринимательской деятельностью, а значит, оказанием услуг. Теперь право на освобождение от обложения НДС услуг по организации коммерческого арбитража, вытекающее из правовой природы указанной деятельности, законодательно оформлено.
Отмена обязанности восстановить принятые к вычету суммы НДС в случае передаче органам государственной власти и органам муниципальных образований социальных и инфраструктурных объектов, созданных в рамках осуществления деятельности на территории ОЭЗ, для дальнейшего использования этих объектов направлена на снижение налогового бремени на управляющую компанию. Это является экономически обоснованным с точки зрения сокращения ее издержек, связанных с управлением ОЭЗ, однако управляющие компании - хозяйственные общества, в которых Российская Федерация не является единственным участником, этим правом воспользоваться не смогут, что ограничит их участие в инвестиционных проектах по созданию объектов инфраструктуры ОЭЗ.
Федеральным законом снимаются ограничения на учет в целях налогообложения расходов на освоение новых морских месторождений. При этом сумма этих расходов может увеличиваться на 50 процентов, что создает дополнительный источник финансирования для поиска новых морских месторождений и геологического изучения недр на соответствующих участках недр.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, отнесенные пунктом "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации к вопросам ведения Российской Федераций (федеральные налоги).
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается вопросов федеральных налогов.
Рассмотрение данного Федерального закона должно быть начато не позднее 31 декабря 2016 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации Н.В. Фёдорову, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию М.П. Щетинину полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.