Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
(справочное)
Методы определения коэффициента или силы трения проводов
B.1 Общие положения
Настоящее приложение содержит рекомендуемые для изготовителей и потребителей методы определения коэффициента или силы трения проводов.
B.2 Испытание А. Метод определения статистического коэффициента трения
B.2.1 Метод испытания (для круглых эмалированных проводов с жилой номинальным диаметром от 0,050 до 1,600 мм включ.)
Статический коэффициент трения определяют по углу наклона
пластины (см. рисунок В.1) в момент начала скольжения блока по образцу провода. Образец провода сматывают с катушки через одну из щек. Перед испытанием верхние слои провода на катушке удаляют, если его поверхность грязная или пыльная. Одну часть образца провода выпрямляют и размещают на пластине, изогнув его вокруг стоек и закрепив двумя зажимами. Эта часть образца образует дорожку скольжения. Другую часть образца крепят на скользящем блоке аналогично.
Блок с образцом помещают на дорожку скольжения так, чтобы провода на блоке и пластине пересекались в месте соприкосновения под прямым углом.
Затем пластину медленно наклоняют (со скоростью около 1°/с) до тех пор, пока блок не начнет скользить вниз. В этот момент по шкале фиксируют значение угла наклона .
Статический коэффициент трения определяют по формуле
.
(B.1)
B.2.2 Испытательное устройство
Схема испытательного устройства приведена на рисунке В.1.
Устройство имеет пластину 2, которая может быть наклонена на угол а вращением вокруг оси 9. На основании 8 укреплена шкала 7 для определения угла наклона или коэффициента трения tg
.
На пластине имеются устройства для крепления образца провода 3, например две стойки 5 и два зажима 6. Параллельные части провода должны находиться на расстоянии 110 мм. Они образуют дорожку скольжения от шкалы до оси пластины.
Для крепления образца 4 на блоке 1 имеются зажимы и стойки. Параллельные части образца должны находиться на расстоянии 60 мм друг от друга. Во избежание дополнительного трения размер блока должен быть таким, чтобы зажимы и стойки находились на некотором расстоянии от пластины 2. Масса блока должна быть:
- около 50 г для провода с жилой номинальным диаметром до 0,150 мм включ.;
- около 500 г для провода с жилой номинальным диаметром св. 0,150 мм.
Масса блока при испытаниях непостоянна, поскольку она зависит от массы образца провода 4.
Угол наклона медленно изменяют с помощью электрического или механического привода.
B.3 Испытание В. Первый метод определения динамического коэффициента трения
B.3.1 Принцип
Коэффициент трения рассчитывают по силе трения провода С при воздействии на него груза определенной массы E по следующей формуле
(В.2)
B.3.2 Метод испытания
Схема испытательного устройства приведена на рисунке В.2.
Эмалированный провод проходит через направляющий ролик и подтормаживающее устройство 3 поверх металлической плиты 2. С помощью поворотных роликов провод протягивают под плитой 2 и возвращают назад, параллельно первому проходу, снова поверх плиты. С помощью привода 1 провод протягивают со скоростью 0,25 м/с. Груз 5 помещают на проходящий поверх плиты провод и соединяют с датчиком измерителя силы трения.
Датчик измерителя силы трения может иметь линейный самописец (диапазон измерения 1 - 250 мВ), который фиксирует изменение и общий уровень степени гладкости провода на достаточно большой длине.
B.4 Испытание С. Второй метод определения динамического коэффициента трения
В.4.1 Метод испытания (для круглых эмалированных проводов с жилой номинальным диаметром от 0,050 до 1,600 мм включ.)
Образец провода протягивают при приложении испытательной нагрузки. Сила трения создается между поверхностью провода и соприкасающейся поверхностью блока нагрузки и регистрируется соответствующим измерительным устройством. Динамическим коэффициентом трения является отношение показания измерительного устройства (в ньютонах) к нагрузке.
Образец провода сматывают с катушки через одну из ее щек или из контейнера, или с барабана. Перед испытанием верхний слой провода удаляют, если поверхность провода грязная или пыльная.
Шлифованную плиту 7 (рисунок В.4) устанавливают горизонтально, используя регулировочные винты и поплавковый уровнемер 8.
Чувствительность электронного динамометра 6 (см. рисунок В.4) настраивают на соответствующий диапазон, а графический самописец - на полную шкалу показаний с помощью калибровочного груза 9 (рисунок В.3), удовлетворяющего размеру испытуемого провода. После регулировки датчика и самописца груз удаляют.
Если используют механический динамометр, выбирают диапазон измерения, соответствующий размеру испытуемого провода:
0 - 0,49 Н - для провода с жилой номинальным диаметром от 0,050 до 0,125 мм включ.;
0 - 1,96 Н " " " " " " св. 0,125 " 1,600 " "
Соответствующим растворителем очищают контактирующие с проводом поверхности искусственных сапфиров на блоке 5 (рисунок В.4), после чего их просушивают.
Амортизирующую лопатку 3 (рисунок В.4) опускают в масло:
- с полным погружением для провода с жилой номинальным диаметром св. 0,224 до 1,600 мм включ.;
- с погружением наполовину для провода с жилой номинальным диаметром от 0,050 до 0,224 мм включ. Провод пропускают через направляющие устройства 3 (рисунок В.3) и 9 (рисунок В.4) так, чтобы он находился в контакте с двумя сапфирами.
Прикладывают следующий испытательный груз 4 (рисунок В.4):
0,98 Н - для провода с жилой номинальным диаметром св. 0,050 до 0,071 мм включ.;
1,96 Н " " " " " " " 0,071 " 0,125 " "
5,88 Н " " " " " " " 0,125 " 0,450 " "
9,87 Н " " " " " " " 0,450 " 1,600 " "
Испытательный груз 4 (рисунок В.4) помещают на плиту 7 (рисунок В.4) при нулевом показании датчика измерителя силы трения или динамометра.
Регулировочным устройством 1 (рисунок В.4) груз устанавливают параллельно плите. Включают двигатель и приводят испытуемый провод в движение.
Натяжное устройство 2 (рисунок В.3) должно обеспечивать равномерное движение провода.
Через 15 с после пуска, в течение которых должны прекратиться колебания провода, фиксируют среднее значение показаний динамометра с точностью до 1 Н.
Среднее значение коэффициента трения определяют по формуле
,
(В.3)
где F - среднее значение усилия по показаниям динамометра, Н;
L - испытательный груз, Н.
B.4.2 Испытательное устройство
Схема испытательного устройства приведена на рисунках В.3 - В.5.
Тяговое устройство 7 (рисунок В.3) с двигателем 8 должно протягивать образец провода по гладкой поверхности плиты 10 со скоростью 15 м/мин. Набор грузов 4 (рисунок.В.4) обеспечивает приложение усилия в диапазоне 0,98 - 9,81 Н. Контактными элементами груза являются искусственные сапфиры, шероховатость поверхности которых должна быть не более 0,5 мкм. Размеры сапфиров и их крепление показаны на рисунке В.5.
Испытательное устройство имеет ролики 3 (рисунок В.3) и направляющие 9 (рисунок В.4), а также ролик 1 и натяжное устройство 2 (рисунок В.3), обеспечивающие требуемое натяжение провода.
B.4.3 Измерительный узел
Измерительный узел имеет электронный измеритель силы трени
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.