1. Заказчику следует включить в порядок оценки конкурсных заявок показатель опыта (критерия квалификации) участников закупки при закупке строительных работ.
ФАС России рассмотрена жалоба заявителя на положения порядка оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
При рассмотрении жалобы установлено, что порядок оценки конкурсных заявок неправомерно не содержит показателя оценки опыта (со значимостью 50% всех нестоимостных критериев оценки) критерия квалификации участников конкурса, поскольку объектом закупки являются строительные работы.
При принятии данного решения Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок приняла во внимание положения пункта 11 Правил оценки заявок, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, об обязательном включении заказчиком в порядок оценки при закупке строительных работ показателя опыт (критерия квалификации) участников закупки.
Следует отметить, что пункт 11 указанных правил содержит исключение из приведенного правила при наступлении случая, указанного в пункте 30 указанных правил. При этом пункт 30 правил оценки указывает на случай, при котором не допускается использовать в качестве критериев оценки заявок те требования, которые предъявляются к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, не подлежат применению в качестве критериев оценки непосредственно те требования, которые установлены в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом правила оценки не содержат запрета на применение заказчиком в качестве критериев оценки иных квалификационных требований к опыту участников закупки.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что при проведении конкурса с ограниченным участием, предусматривающим предъявление к участникам закупки дополнительных требований, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, не могут использоваться в качестве критериев оценки именно такие дополнительные требования. Однако, указанное не отменяет общего правила пункта 11 правил оценки, обязывающего заказчика установить показатель оценки опыта (критерия квалификации) участников закупки (со значимостью 50% всех нестоимостных критериев оценки) при закупке строительных работ.
Кроме того, при проведении внеплановой проверки установлено, что в объект закупки включены работы по строительству иных автомобильных дорог, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2, не относящихся к искусственным дорожным сооружениям, в связи с чем осуществление рассматриваемой закупки в целом путем проведения конкурса с ограниченным участием не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки выдано предписание об аннулировании закупки в связи с выбором неверного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение Комиссии ФАС России по делу от 15.12.2016 N К-2009/16
(номер извещения 0172200002516000184)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 11.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 003 365 526 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано ЗАО "***" с предложением о цене контракта 3 956 245 913,76 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик, Уполномоченный орган, установил в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а именно:
- показатель "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - показатель N 1) противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части отсутствия конкретного предмета оценки заявок по показателю N 1;
- отсутствует инструкция по заполнению заявок на участие в закупке, определяющая порядок указания сведений в предложении по показателю N 1;
- в порядке оценки по показателю N 1 неправомерно предусмотрено присвоение 0 баллов за несоответствие требованиям Конкурсной документации, при этом в случае несоответствия предложения участника требованиям Конкурсной документации следует отклонить заявку участника закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок: цена контракта (значимость критерия - 60%), качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия - 40%).
Согласно Конкурсной документации по показателю N 1 установлен следующий порядок оценки:
<***>
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что по показателю N 1 в приложении N 4 установлена инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Вместе с тем, из представленных сторонами доказательств, не представляется возможным сделать вывод, что порядок оценки заявок в вышеуказанной части по показателю N 1 установлен Заказчиком, Уполномоченным органом с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, согласно показателю N 1 указано: "Описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин, необходимых трудовых ресурсов признается представленным не в полном объеме, если такое описание не содержит описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или описание используемого оборудования и машин и/или описание необходимых трудовых ресурсов по одному из видов работ, исчерпывающий перечень которых указан в приложении N4 к техническому заданию, или описание технологии производства работ и/или описание контроля качества выполнения работ и/или описание используемого оборудования и машин и/или описание необходимых трудовых ресурсов не соответствует конкурсной документации".
Согласно требованиям Закона о контрактной системе, заявка не соответствующая требованиям документации о закупке подлежит отклонению и не подлежит оценке конкурсной комиссией.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно подпункту б пункта 27 Правил оценки заявок показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Учитывая, что по результатам закупки заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, порядок оценки заявок не соответствует требованиям Правил оценки заявок, поскольку не установлен показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации показатель "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "квалификация участников закупки", не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе, если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
В соответствии с пунктом 5 Приложения 2 к Постановлению N 99 в случае выполнения работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений (включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения), в случае если начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей, у Заказчика имеются правовые основания для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Следовательно, для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное наличие двух названных условий, при этом выделение ценового критерия не служит единственным основанием для выбора указанного способа определения подрядчика.
При этом работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту иных объектов, не относящихся к особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства, искусственным дорожным сооружениям, не могут закупаться путем проведения конкурса с ограниченным участием.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, опубликованного в ЕИС 11.11.2016, положениями Конкурсной документации, объектом закупки является выполнение работ по объекту "реконструкция Оборонной ул. от Заводского пр. до Лагерного шоссе со строительством моста через Ижорский пруд и путепровода через ж.д. пути Московского направления (2 этап)" с разработкой рабочей документации для нужд Санкт-Петербурга, при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 003 365 526 рублей.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии представлены сведения, подтверждающие, что работы, по строительству путепровода, относящегося к искусственным дорожным сооружениям, составляют часть объекта закупки (944 596 010 рублей, что составляет менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта).
Принимая во внимание, что в рамках сформированного Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки предполагается выполнение работ по строительству иных автомобильных дорог, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2, Комиссия приходит к выводу о том, что осуществление рассматриваемой закупки в целом путем проведения конкурса с ограниченным участием не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "ПО "***" обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 5 статьи 24, части 3 статьи 56 Закона о контактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Выявлен неравный подход к рассмотрению заявок, поданных разными участниками электронного аукциона.
ФАС России рассмотрена жалоба на положения документации об электронном аукционе, в том числе на неясность требований заказчика к описанию участниками в заявках своих предложений в отношении объекта закупки.
При рассмотрении жалобы установлены многочисленные нарушения в действиях заказчика при установлении требований к содержанию первых частей заявок, в том числе путем предъявления неясных, избыточных требований к содержанию заявки, инструкции по ее заполнению.
Кроме того, установлено, что неясность требований повлияла на результаты закупки, поскольку 2 участникам закупки неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
При этом выявлены факты того, что требования к содержанию заявок применены не в равной степени к участникам закупки, поскольку за несоответствие требованиям инструкции один из участников отклонен, в то время как иной участник, также указавший показатель в заявке не в соответствии с предъявленными требованиями, допущен к аукциону.
Выдано предписание о повторном пересмотре заявок без учета неправомерных, неясных и избыточных требований к содержанию заявок.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 15.12.2016 N К-1994/16
(номер извещения 0273100000116000272)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Документация об Аукционе содержит излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно: цвет, емкость тары, а также кислотность товара "Средство для мойки стекол".
2. Инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, содержащаяся в документации об Аукционе, не содержит правила чтения знака "".
3. В документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам "Средство для мойки урн с дезсредствами", "Средство для очистки и дезинфекции мусорных контейнеров", "Пакеты мусорные для урн".
4. В документации об Аукционе установлено излишнее требование к товару "Средство для мойки урн с дезсредствами", а именно: "вес канистры".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 23.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 301 550,72 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 12.12.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 7 009 488, 64 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об Аукционе содержит излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ, а именно: цвет, емкость тары.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования в товарам: "Противогололедные реагенты: цвет светлый, прозрачный с оттенками различных цветов голубого, серого, желтого, коричневого;
Средство для мойки урн с дезсредствами: средство должно быть упаковано в тару емкостью не менее 1 литра
Средство для мойки стекол: средство должно быть слабощелочное \кислотность концентрата 5-12".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика, а также Постановлением Правительства г. Москвы от 10.04.2007 N 242-ПП, и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку не обеспечил, доказательств, подтверждающих невозможность формирования заявки на участие в Аукционе, не представил, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, содержащаяся в документации об Аукционе, не содержит правила чтения знака "", что не позволяет сформировать заявку надлежащим образом.
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования в товарам: "Средство для удаления старой краски. "расход смывки 0,15-0,25кг на 1 кв.м.
Средство для мойки полов. "АПАВ <5%, щелочь<5%, соль ЭДТА <5%, краситель <5%".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в документации об Аукционе отсутствуют требования к указанию значений показателей товаров в соответствии с со знаком "".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам "Средство для мойки урн с дезсредствами", "Средство для очистки и дезинфекции мусорных контейнеров", а также "Пакеты мусорные для урн", а именно: установлены противоречивые значения в отношении кислотности, при этом не представляется возможным определить являются позиции Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе "Средство для мойки урн с дезсредствами" и "Средство для очистки и дезинфекции мусорных контейнеров" одним товаров или разными, а также ненадлежащим образом требования к значению показателя "плотность" товара "Пакеты мусорные для урн".
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования в товарам:
"Средство для мойки урн с дезсредствами: должно быть высококонцентрированное, кислотное;
Средство для очистки и дезинфекции мусорных контейнеров: кислотность 1,0-7,0;
Пакеты мусорные для урн: плотность от 0,9169 до 0,956г/см3".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что позиции Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе "Средство для мойки урн с дезсредствами" и "Средство для очистки и дезинфекции мусорных контейнеров" являются разными товарами, при этом указанные в жалобе Заявителя значения кислотности установлены для каждого отдельно для каждого товара, в связи с чем не являются противоречивыми.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика, и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлено излишнее требование к товару "Средство для мойки урн с дезсредствами", а именно: "вес канистры".
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования в товарам: "Средство для мойки урн с дезсредствами: средство должно быть упаковано в тару емкостью не менее 1 литра\состав средства смесь АПАВ и смесь НПАВ, оптимизированная смесь органических (оксо) и неорганических кислот, отдушка, ингибитор коррозии\не должно иметь резкого запаха \вес канистры должен быть в пределах от 0,9 до 10 кг".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.12.2016 N 0273100000116000272-1
(далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "9" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с отсутствием предложения в отношении показателя "вес канистры" товара "Средство для мойки урн с дезсредствами".
В инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, в том числе установлено: "показатели характеристик товаров при сопровождении словами "от" "до" указываются в рамках установленного диапазона, включая пограничные показатели (показатели остаются неизменными)".
Изучив заявки, поданные на участие в Аукционе, представленные представителем Заказчика на заседании Комиссии, Комиссия установила, что в заявке участника закупки с порядковым номером заявки "7" по показателю вес канистры указано значение "6,5 кг", то есть не в соответствии с положениями инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе.
Вместе с тем, Аукционная комиссия, отклонив заявку "9", приняла решение о допуске участника закупки с порядковым номером заявки "7".
Следовательно, Аукционной комиссией не в равной степени применены положения требований к содержанию заявок в отношении указанных участников.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что в отношении показателя веса канистры невозможно однозначным образом определить порядок его указания, поскольку такой показатель взаимосвязан с показателем емкости тары, которая также подлежит указанию в заявке, однако не в форме неизменного диапазона (как в отношении веса канистры), а путем указания одного конкретного значения.
Таким образом, действия Заказчика, установившего противоречивые требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, а также неоднозначность установленных требований к заполнению заявки по показателям объема и веса канистры, неравный подход Аукционной комиссии к рассмотрению заявок по данным показателям, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участнику закупки с порядковым номером заявки "9" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. При проведении внеплановой проверки установлено следующее.
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования в товарам: "Средство для удаления старой краски: предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны, должна быть менее 1,0 мг/м".
Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели товаров, а именно: показатель "предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны" товара "Средство для удаления старой краски", так как не представляется возможным заранее установить условия рабочей зоны.
В Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Средство для мойки урн с дезсредствами, средство должно быть высококонцентрированное, кислотное, гелеобразное\плотность не менее 1,06 г/см3\не должно содержать соляную кислоту\средство должно быть водорастворимо, нетоксично, биоразлагаемо, не должно содержать хлориды\средство должно быть упаковано в тару емкостью не менее 1 литра\состав средства смесь АПАВ и смесь НПАВ, оптимизированная смесь органических (оксо) и неорганических кислот, отдушка, ингибитор коррозии\не должно иметь резкого запаха \вес канистры должен быть в пределах от 0,9 до 10 кг.\[рН (1%-ный р-р в дист. воде): около 2,5 ед. Средство для очистки и дезинфекции мусорных контейнеров, средство должно обладать бактерицидным действием\должно устранять неприятные запахи\кислотность 1,0-7,0\при воздействии на обрабатываемые поверхности не должно повреждать\при попадании на металлические поверхности не должно повреждать\содержание НПАВ от 0 до 30%\содержание смеси органических и неорганических кислот 5-15%]".
В инструкции по заполнению заявок, содержащейся в документации об Аукционе, установлено, в том числе следующее: "Если при описании характеристик используется квадратные скобки "[_]" то содержащиеся характеристики товаров находящиеся в пределах квадратных скобок остаются неизменными".
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, Заказчиком не установлена надлежащим образом инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе, поскольку в символ "[_]" включает в себя одновременно как показатели товара "Средство для мойки урн с дезсредствами", так и "Средство для очистки и дезинфекции мусорных контейнеров", что вводит в заблуждение участников закупки.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащее требование к составу заявки участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с Протоколом участнику закупки с порядковым номером заявки "2" отказано в допуске к участию в Аукционе, в связи с тем, что в заявке участника закупки при указании показателей в отношении товара "Средство для очистки и дезинфекции мусорных контейнеров" использованы слова "должно", "не должно".
В инструкции по заполнению заявок, содержащейся в документации об Аукционе, установлено, в том числе следующее: "При описании характеристик используемого товара не допускается использование слов, значений и символов "различные", "минимум", "как минимум", "превышает", "не превышает", "должно превышать", "не должно превышать", "не более", "более", "не выше" "выше", "свыше", "не менее", "менее", "не ранее", "ранее", "не ниже", "ниже", "не хуже", "хуже", "может", "может быть", "должно быть", "должна быть", "должен быть"".
Учитывая, что слова "должно", "не должно" при описании товара "Средство для очистки и дезинфекции мусорных контейнеров", содержащегося в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, включены в символы "[_]", указанные слова в соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в Аукционе указываются участниками закупки в заявках на участие в Аукционе неизменно.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участнику закупки с порядковым номером заявки "2" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной в части установления в документации об Аукционе требования о предоставлении заявке на участие в Аукционе сведений в отношении веса канистры товара "Средство для мойки урн с дезсредствами".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем пересмотра заявок без учета неправомерных, неясных и избыточных требований к содержанию заявок.
3. О применении постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968.
ФАС России рассмотрена жалоба на действия аукционной комиссии, отклонившей вторую часть заявки заявителя.
Причиной отклонения второй части заявки заявителя стало применение заказчиком постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968.
На заседании Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок установлено, что заявки участников закупки с порядковыми номерами "2" (Заявитель), "12", в которых указано наименование страны происхождения товаров - Россия, не содержат документа, подтверждающего страну происхождения радиоэлектронной продукции.
Вместе с тем, Комиссия ФАС России полагает, что при наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 2 Постановления Правительства N 968, но не содержащих документ, подтверждающий страну происхождения радиоэлектронной продукции, ограничение, установленное постановлением, не применяется и иные заявки участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранной радиоэлектронной продукции, не подлежат отклонению.
Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что в рассматриваемом случае пункт 2 постановления применению не подлежал. Выдано предписание о пересмотре вторых частей заявок.
Дополнительно следует обратить внимание, что аналогичная позиция изложена в совместном письме от 14.03.2016 Минэкономразвития России 6723-ЕЕ/Д28и, Минпромторга России от ЦС-14384/19, Минздрава России 25-0/10/2-1416, ФАС России АЦ/15615/16 в отношении лекарственных препаратов, механизм рассмотрения заявок на поставку которых аналогичен рассматриваемому случаю.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 21.12.2016 N К-2015/16
(номер извещения 0373100004616000038)
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно принявшей решение о несоответствии второй части заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 700 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 16 заявок от участников закупки, из которых 1 заявка отозвана от участия в Аукционе;
5) к участию в Аукционе допущено 14 участников закупки;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона.
7) на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Подпунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 07.12.2016 N 0373100004616000038-3 заявки участников закупки, принимавших участие в Аукционе, признаны не соответствующими положениям документации об Аукционе, в связи с тем, что участниками закупки не представлены в составе второй части "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов".
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 968) установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Ограничение, установленное Постановлением Правительства N 968 применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 2 Постановления Правительства N 968 в совокупности. При этом должно быть не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя, страной происхождения которых является Российская Федерация.
Таким образом, в случае, если заявка (окончательное предложение) участника закупки удовлетворяет вышеуказанным условиям пункта 2 Постановления Правительства, такая заявка признается содержащей предложение о поставке радиоэлектронной продукции российского происхождения.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства N 968 установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:
а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом "а" пункта 6 Постановления Правительства;
б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом "б" пункта 6 Постановления Правительства;
в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом "в" пункта 6 Постановления Правительства;
г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом "г" пункта 6 Постановления Правительства.
На основании изложенного, при наличии двух заявок, соответствующих положениям пункта 2 Постановления Правительства N 968, но не содержащих документ, подтверждающий страну происхождения радиоэлектронной продукции, ограничение, установленное Постановлением Правительства N 968, не применяется и иные заявки (окончательные предложения) участников закупки, содержащие предложения о поставке иностранной радиоэлектронной продукции, не признаются не соответствующими требованиям и не подлежат отклонению.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что заявки участников закупки с порядковыми номерами "2" (Заявитель), "12", в которых указано наименование страны происхождения товаров - Россия, не содержат документа, подтверждающего страну происхождения радиоэлектронной продукции, в связи с чем пункт 2 Постановления Правительства N 968 об не применяется.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии, выразившиеся в неправомерном принятии решения о признании заявок участников закупки, принимавших участие в Аукционе, не соответствующими требованиям документации об Аукционе, не соответствуют части 7 стать 69 Закона о контрактной системе и нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "***" обоснованной.
2. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем пересмотра вторых частей заявок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.