Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение VI
Глоссарий
Вторая или последующая степень. Степень, полученная в результате успешного завершения образовательной программы уровней МСКО 6 или 7, требующая предварительного успешного завершения программы на уровнях МСКО 6 или 7 для поступления с целью обучения по соответствующей образовательной программе.
Второй этап среднего образования (уровень МСКО 3). Программы уровня МСКО 3, или "второй этап среднего образования", как правило, рассчитаны на завершение среднего образования, дающего подготовку к третичному образованию или формирование навыков, позволяющих найти работу, или и то и другое. Программы этого уровня предлагают учащимся более разнообразное, специализированное и углубленное изучение предметов, чем программы второго этапа среднего образования (уровень МСКО 2). Они более дифференцированы и предоставляют более широкий выбор возможностей и направлений.
Выпуск. Успешное завершение образовательной программы. Выпускник может иметь несколько выпусков (даже в рамках одного и того же учебного года), если он одновременно обучался на двух и более программах и успешно завершил их.
Выпускник образовательной программы. Индивидуум, который успешно закончил образовательную программу.
Завершение образовательной программы. Участие во всех составных частях образовательной программы (включая выпускные экзамены, если таковые имеются) безотносительно результатов возможной оценки достижения целей обучения.
Завершение уровня МСКО. Успешное завершение образовательной программы, достаточное для завершения уровня. Для уровней МСКО 1 и 4-8 успешное завершение программы, соответствующее критериям содержания и минимальной продолжительности данного уровня, считается завершением уровня. Для уровней МСКО 2 и 3 успешное завершение любой программы, предоставляющее доступ к программам более высоких уровней МСКО (т.е. уровню МСКО 3 в случае программы уровня МСКО 2 и уровня МСКО 5, 6 и 7 в случае программы уровня МСКО 3), считается как завершением уровня, так и завершением любой конечной программы, соответствующей критериям содержания, минимальной продолжительности (2 года) и совокупной продолжительности соответствующего уровня МСКО (т.е. 8 лет с начала обучения на уровне МСКО 1 в случае программ уровня МСКО 2 и 11 лет в случае программ уровня МСКО 3).
Информальное обучение. Формы обучения, которые являются целенаправленными или тщательно спланированными, но не институционализированными. Следовательно, они менее организованные и структурированные, чем формальное или неформальное образование. Информальное обучение может включать учебную деятельность в семье, на рабочем месте, по месту жительства и в повседневной жизни, и направленность его определяется самостоятельно, семьей или социумом.
Квалификация. Официальное подтверждение, обычно документом, успешного завершения образовательной программы или этапа программы. Квалификации могут быть получены в результате: i) успешного завершения образовательной программы полностью; ii) успешного завершения этапа образовательной программы (промежуточные квалификации); или iii) проверки приобретенных знаний, навыков и компетенций, вне зависимости от участия в образовательной программе. Это определение также может относиться к "ученой степени".
Класс. Конкретный этап обучения в рамках первоначального образования, обычно охватывающий учебный год. Возраст учащихся одного и того же класса обычно одинаков. Это определение также относится к понятиям "когорта" и "год".
Кредит. Единица, предполагающая успешное завершение курсов или модулей и его документальное подтверждение в течение или в конце образовательной программы. Кредиты выражают объем обучения, который основан на нагрузке учащегося, необходимой для достижения целей обучения.
Курс. Единица обучения, подразумевающая последовательность в рамках образовательной деятельности в определенной области или ряде областей образования. Определение также можно отнести к понятиям "модуль", "раздел" или "предмет".
Минимальная продолжительность. Минимальная теоретическая продолжительность образовательной программы для классификации программ на определенном уровне МСКО или определения уровня завершения или неполного завершения на определенном уровне МСКО.
Модуль. Курс или часть курса в контексте модульной программы. Обучение может проходить в рамках одного модуля или сочетания предлагаемых модулей.
Модульные программы. Образовательные программы, которые позволяют учащимся гибко составлять содержание образования за счет сочетания различных курсов или модулей. Модульная программа, поэтому, часто не имеет четко установленной последовательности.
Начальное образование (уровень МСКО 1) предполагает учебную и образовательную деятельность, как правило, направленную на обучение основным навыкам чтения, письма и математики (т.е. грамотность и счет), и на создание серьезной основы для изучения и понимания основных областей знаний, для развития личности, для подготовки к обучению на первом этапе среднего образования. Начальное образование направлено на обучение на базовом уровне сложности с небольшой специализацией, если таковая имеется.
Неполное завершение уровня МСКО 2. Успешное завершение программы, продолжительностью не менее 2 лет на уровне МСКО 2 и совокупной продолжительности не менее 8 лет с начала обучения на уровне МСКО 1, и которые являются частью последовательности программ уровня МСКО 2, но не являются последними в последовательности на этом уровне. Эти программы не предоставляют прямого доступа к уровню МСКО 3.
Неполное завершение уровня МСКО 3. Успешное завершение программы, продолжительностью не менее 2 лет на уровне МСКО 3 и совокупной продолжительности не менее 11 лет с начала обучения на уровне МСКО 1, и которые являются частью последовательности программ уровня МСКО 3, но не являются последними в последовательности на этом уровне. Эти программы не предоставляют прямого доступа к более высокому уровню МСКО.
Несистемное обучение. Смотрите определения случайного или несистемного обучения.
Неуспешное завершение образовательной программы. Неспособность достичь учебных целей образовательной программы, несмотря на посещение или участие во всех компонентах образовательной программы (включая выпускные экзамены, если таковые существуют). Неуспешное завершение предполагает, что была оценка достижений целей обучения, но уровень продемонстрированных знаний, навыков и компетенций оценен как недостаточный.
Неформальная (образовательная) квалификация. Квалификация, присвоенная в результате достижения целей обучения образовательной программы в системе неформального образования, которая не признается соответствующими национальными образовательными властями и является эквивалентом квалификации в системе формального образования.
Неформальное образование. Образование, которое институционализировано, целенаправленно и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг. Определяющей характеристикой неформального образования является то, что оно является дополнением и/или альтернативой формального образования в обучении в течение всей жизни индивидуума. Обучение в рамках таких программ часто ведется для обеспечения всеобщего права доступа к образованию. Неформальное образование доступно людям всех возрастов, но оно не обязательно имеет направленную структуру; оно может быть кратким по продолжительности и/или низким по интенсивности; и оно, как правило, организуется в форме краткосрочных курсов, мастерклассов или семинаров. Неформальное образование чаще всего ведет к получению квалификаций, которые не признаются квалификациями формального образования или эквивалентами формального образования соответствующими национальными или субнациональными органами образования, либо квалификации совсем не присваиваются. Неформальное образование может охватывать программы по ликвидации неграмотности взрослых и молодежи и программы для детей, не посещающих школу, а также программы по развитию жизненных и трудовых навыков, программы, направленные на социальное и культурное развитие.
Ниже начального образования (МСКО-У уровень 0). Обширный уровень образованности, охватывающий неучастие в образовательном процессе, некоторую степень участия в программах образования детей младшего возраста и/или некоторую степень участия в начальном образовании.
Область образования. Широкое понятие, раздел или область содержания в рамках образовательной программы, курса или модуля. Часто называется "предметом" или "дисциплиной". Также может называться "областями изучения".
Образование. Процессы, посредством которых общество целенаправленно передает накопленные знания, понимание, мироощущения, ценности, навыки, компетенции и модели поведение из поколения в поколение. Этот процесс включает коммуникацию с целью обучения.
Образование без отрыва от производства. Образовательная деятельность, которая проходит в рабочей обстановке, обычно в контексте программ профессионально-технического образования. Основной целью является достижение конкретных целей обучения, практическое обучение и участие в трудовой деятельности под руководством опытных работников или наставников.
Образование детей младшего возраста (МСКО-П уровень 0). Образование детей младшего возраста предполагает учебную и образовательную деятельность на основе комплексного подхода для поддержания познавательного, физического, социального и эмоционального развития детей младшего возраста, а также для знакомства детей младшего возраста с организованным обучением в отрыве от семейной обстановки с целью развития навыков, необходимых для подготовки к учебной деятельности и к поступлению на обучение по программам начального образования.
Образование для взрослых. Образование, главным образом направленное на тех, кто считается взрослыми в обществе, для совершенствования технических и профессиональных квалификаций, дальнейшего развития способностей, обогащения знаниями с целью завершения уровня формального образования, или для приобретения или обновления своих знаний, навыков и компетенций в какой-либо конкретной области. Образование для взрослых также может относиться к "непрерывному образованию", "возобновляемому образованию" или к "образовательным программам "второго шанса".
Образование для учащихся с особыми потребностями. Образование направлено на тех, кто по различным причинам, требует дополнительной поддержки и применения адаптированных педагогических методов работы с ними для участия в образовательных программах и достижения целей обучения. Причины могут быть следующими (но не ограничиваются этим списком): физические и умственные недостатки, проблемы поведенческого характера, проблемы развития эмоциональной сферы и проблемы социального характера. Образовательные программы для детей с особыми потребностями построены по учебному плану, аналогичному учебному плану в рамках обычного образования, однако, учитываются индивидуальные потребности обучающихся при обеспечении ресурсами (например, специально подготовленный персонал, оборудование или пространство) и, если необходимо, скорректированными содержанием образования и целями обучения. Эти программы могут предлагаться отдельным учащимся в рамках уже существующих образовательных программ, или обучении может проводиться в форме отельного занятия в тех же или других образовательных учреждениях.
Образование на базе школы или колледжа. Образовательная деятельность, осуществляемая в заведениях, предназначенных для образования детей и молодежи в рамках программ первоначального образования, которые направлены на достижение конкретных целей обучения, включая курсы, организованные в особой учебной среде (например, в лаборатории, кабинете музыки, компьютерном классе или спортивном зале), и проходят в группах под руководством одного или нескольких преподавателей. Учащиеся обычно сгруппированы по классу обучения, возрасту или уровню способностей.
Образовательная деятельность. Целенаправленная деятельность, включающая некоторую форму коммуникации, направленную на обучение.
Образовательная программа. Единый комплекс или последовательность образовательных мероприятий, спланированных и организованных для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение непрерывного (продолжительного) периода времени. В рамках образовательной программы образовательная деятельность может быть сгруппирована по подкомпонентам, которые в различных национальных контекстах описываются как "курсы", "модули", "разделы" и/или "предметы". Программа может включать важные составные части, которые обычно не считаются курсами, разделами или модулями - например, деятельность на основе игр, практические занятия, научно-исследовательские проекты, подготовку диссертации.
Образовательные программы "второго шанса". Образование в особенности направлено на тех, кто в силу различных причин никогда не посещал или бросил школу до завершения уровня, в рамках которого они обучались, или завершил уровень, но желает обучаться по образовательной программе или получить профессию, поскольку еще не имеют соответствующей квалификации. Иногда это образование соотносится со "связующими программами" или "программами реинтеграции".
Обучение. Индивидуальное освоение, приобретение, усвоение или трансформация информации, знаний, понимания, мироощущений, ценностей, навыков, компетенций и поведения через инструкции, изучение, опыт и практику.
Общее образование. Образовательные программы, направленные на расширение общих знаний, навыков и компетенций учащихся, а также на развитие навыков чтения, письма и счета, часто для их подготовки к обучению по более продвинутым программам того же или более высоких уровней МСКО и на формирование основы для обучения на протяжении всей жизни индивидуума. Программы общего образования обычно проводятся на базе школы или колледжа. Общее образование включает образовательные программы, разработанные для подготовки учащихся к поступлению на программы профессионально-технического образования, но не направленные на подготовку к трудоустройству по определенному виду или видам профессий и на непосредственное получение востребованной на рынке труда квалификации.
Обычная продолжительность. Время в пересчете на учебные года, обычно требуемое учащимся для успешного завершения образовательной программы, предполагая обычное очное участие в программе.
Обычное образование. Первоначальное образование для учащихся без особых образовательных потребностей.
Организация, обеспечивающая предоставление образовательных услуг. Организация, для которой предоставление образовательных услуг является основной или сопутствующей целью. Это может быть государственное учебное заведение, а также частное предприятие, негосударственная организация или государственная необразовательная организация.
Оценивание результатов обучения. Оценивание достижения целей обучения людей с помощью разнообразных методов (письменное, устное тестирование/экзамены, практические тесты, проект и портфолио) в течение или в конце образовательной программы.
Первая степень. Степень, полученная в результате успешного завершения образовательной программы на уровнях МСКО 6 и 7, не требующая предварительного успешного получения любой степени уровня МСКО 6 для поступления с целью обучения по соответствующей образовательной программе.
Первоначальное образование. Первоначальное образование людей до их первого выхода на рынок труда, т.е. до того, как они будут получать формальное образование в очной форме. Оно, таким образом, направлено на тех, кто считается обществом, детьми, подростками и молодыми людьми. Как правило, обучение в рамках этого образования имеет место быть в учебных заведениях, обеспечивающих его непрерывность.
Первый этап среднего образования (уровень МСКО 2). Программы уровня МСКО 2, или программы "первого этапа среднего образования", как правило, основываются на учебных результатах уровня МСКО 1. Обычно цель образования заключается в том, чтобы заложить основы для обучения в течение всей жизни индивидуума и для развития личности, что может позволить образовательным системам расширять возможности для дальнейшего получения образования. Программы этого уровня обычно организованы по учебному плану, ориентированному на конкретные предметы с объяснением теоретических понятий по широкому кругу вопросов.
Подготовка. Образование для достижения конкретных целей обучения, особенно в профессионально-техническом образовании. Определение "образования" в МСКО также включает понятие "подготовка".
Последующая степень. См. вторая или последующая степень.
Послесреднее нетретичное образование (уровень МСКО 4). Послесреднее нетретичное образование предполагает учебный опыт на основе среднего образования, подготавливая как к выходу на рынок труда, так и к получению третичного образования. Это образование, как правило, направлено на учащихся, завершивших второй этап среднего образования (уровень МСКО 3), но желающих повысить шансы на рынке труда или далее обучаться в системе третичного образования. Программы часто незначительно сложнее, чем программы второго этапа среднего образования, поскольку они служат, как правило, скорее для расширения, чем для углубления знаний, навыков и компетенций. Поэтому оно направлено на обучение на уровне ниже параметра высокого уровня сложности третичного образования.
Поступившие. Индивидуумы, зачисленные в начале образовательного уровня, ряда уровней, программы, или этапа программы, или ее модуля, вне зависимости от возраста.
Поступление. Начало участия в обучении на образовательном уровне, ряде уровней, программе, или этапе программы или ее модуле.
Признанная квалификация. Официальное подтверждение соответствующими национальными образовательными властями квалификации, полученной в результате достижения целей обучения образовательной программы со стороны.
Проверка результатов обучения. Оценивание достижения целей обучения людьми с помощью разнообразных методов оценивания (письменное, устное тестирование/экзамены, практические тесты, проект и портфолио), не предполагающее участия в образовательной программе.
Программы дуальной системы образования. Программы, объединяющие образование на базе школы или колледжа, и программы без отрыва от производства. Обе составные части значимы (т.е. выходят за пределы отдельной интернатуры или нерегулярных занятий), хотя образование без отрыва от производства обычно охватывает 50% времени программы или более.
Промежуточная квалификация образования. Официальное подтверждение, обычно документом, удостоверяющим успешное завершение этапа образовательной программы.
Профессионально-техническое образование. Образовательные программы, направленные на приобретение знаний, навыков и компетенций для занятий определенного вида или видам профессиональной деятельности. Профессионально-техническое образование может включать такие компоненты, как обучение на базе предприятий (например, стажировка, дуальные образовательные программы). Успешное завершение таких программ ведет к получению пользующихся спросом на рынке труда профессиональных квалификаций, которые признаются соответствующими национальными властями и/или рынком труда как профессионально-ориентированные.
Случайное или несистемное обучение. Формы обучения, которые не являются организованными и предполагают коммуникацию, не предназначенную для обучения. Случайное или несистемное обучение может стать побочным продуктом повседневной деятельности или мероприятий или коммуникации, не предназначенных для целенаправленного образования или учебной деятельности. Примерами подобного обучения может быть общение при встрече, радио- и телепередачи, не являющиеся образовательными программами.
Совокупная продолжительность. Общая теоретическая продолжительность последовательности образовательных программ. В МСКО, с начала уровней МСКО 1 и 3 или с начала обучения на программах третичного образования, понятие "совокупной продолжительности" необходимо для классификации образовательной программы.
Среднее образование (уровни МСКО 2 и 3). Среднее образование предоставляет учебную и образовательную деятельность, базирующуюся на начальном образовании и готовящую как к выходу на рынок труда, так и ко второму этапу послесреднего нетретичного образования и третичному образованию. В целом, среднее образование направлено на обучение на среднем уровне сложности. В МСКО проводится различие между первым и вторым этапом среднего образования.
Степень. Образовательная квалификация, полученная в результате успешного завершения отдельных образовательных программ третичного образования (традиционно в университетах или равнозначных им учебных заведениях).
Теоретическая продолжительность. Время в пересчете на учебные года, требуемое для реализации образовательной программы, предполагая обычное очное участие в программе.
Третичное образование (уровни МСКО с 5 по 8). Третичное образование основывается на среднем образовании, организуя учебную деятельность в рамках специализированных областей образования. Оно направлено на обучение на более высоком уровне сложности и специализации. Третичное образование включает то, что обычно понимается как академическое образование, но оно также включает профессиональное образование.
Уровень полученного образования. Самый высокий уровень МСКО, успешно завершенный индивидуумом. Он обычно измеряется по отношению к самой высокой по уровню завершенной образовательной программе, которая, как правило, документально подтверждается признанной квалификацией. Признанная промежуточная квалификация относится к более низкому уровню, чем сама программа.
Уровни образования. Упорядоченный набор категорий, классифицирующий образовательные программы в соответствии с градацией учебного опыта, а также навыков и компетенций, которые призвана дать образовательная программа. Уровень МСКО отражает степень сложности и специализации содержания образовательной программы, от основного до сложного.
Успешное завершение образовательной программы. Достижение учебных целей образовательной программы, как правило, подтверждаемое через оценку приобретенных знаний, умений и компетенций. Успешное завершение образовательной программы обычно сопровождается выдачей документа, подтверждающего образовательную квалификацию.
Участие. Посещение или обучение в рамках образовательной программы, этапа программы или ее модуля.
Участник. Индивидуум, который посещает или принимает участие в образовательной программе или этапе программы или ее модуле.
Учащиеся. Индивидуумы, официально зарегистрированные на данную образовательную программу, или этап программы, или ее модуль, вне зависимости от возраста.
Учебная деятельность. Целенаправленная деятельность, участники которой имеют намерение учиться.
Учебное заведение. Официальная организация (школа, колледж, университет или учебный центр), основной целью которой является предоставление образования. Такие организации обычно аккредитуются и получают официальное разрешение на деятельность от национальных властей или равнозначных им органов. Частные организации, такие как религиозные, частные образовательные заведения, учебные предприятия, как коммерческие, так и некоммерческие, также могут организовывать деятельность учебных заведений.
Учебные результаты. Совокупность информации, знаний, понимания, мироощущений, ценностей, компетенций и моделей поведения, которыми, как ожидается, должен владеть слушатель в результате успешного завершения образовательной программы.
Учебный год. Ежегодный учебный или экзаменационный период, в течение которого учащиеся посещают курсы или сдают выпускные экзамены, небольшие перерывы не учитываются. Этот период может быть менее 12 месяцев, но, как правило, не короче 9 месяцев. Продолжительность может быть различной на разных уровнях образования или в разных учебных заведениях страны. Определение также относится к понятию "школьный год", главным образом для уровня дотретичного образования.
Формальное образование. Образование, которое является институционализированным, целенаправленным и спланированным при участии государственных организаций и признанных государством частных организаций, что в совокупности составляет систему формального образования страны. Таким образом, программы формального образования признаются как таковые соответствующими национальными властями или равнозначными им организациями, например, любым учебным заведением в сотрудничестве с национальными и субнациональными органами образования. Формальное образование, в основном, состоит из программ предварительного образования. Профессионально-техническое образование, образование для учащихся с особыми потребностями и некоторые компоненты образования для взрослых зачастую рассматриваются как часть системы формального образования.
Цели обучения. Спецификация учебных результатов, которых необходимо достичь по завершении образовательной или учебной деятельности. Они состоят в усовершенствовании знаний, навыков и компетенций в областях, относящихся к личной, гражданской, социальной и производственной деятельности. Как правило, цели обучения связаны с подготовкой к обучению на более высоком уровне и/или работе в одной или нескольких областях.
Этап. Подуровень образовательной программы, рассматриваемый в рамках теоретической продолжительности или определенного набора модулей для завершения программы или накопления кредитов. Отдельный этап имеет характеристики, отличные от других этапов одной и той же образовательной программы и по окончании этапа может выдаваться документ о получении промежуточной квалификации.
Поскольку системы образования разных стран разнообразны по своей структуре и содержанию, Международная стандартная классификация образования (МСКО) обеспечивает основу для представления данных в сопоставимом и унифицированном формате. Она упрощает процесс преобразования данных о национальных системах образования в согласованные на международном уровне категории, которые позволяют проводить сравнения на межнациональном уровне.
МСКО - это базовая классификация, входящая в Международную систему экономических и социальных классификаций Организации Объединенных Наций. Впервые разработанная ЮНЕСКО в 1970-х годах, она периодически обновлялась для того, чтобы отражать непрерывную эволюцию систем образования по всему миру. В новой МСКО 2011 (пришедшей на замену МСКО 1997) представлены усовершенствованные определения и более обширный материал, которые позволяют успешнее отслеживать мировые образовательные модели. Так, существенному пересмотру подверглись разделы, посвящённые третичному образованию и образованию детей младшего возраста. Кроме того, в МСКО 2011 представлены новые схемы кодирования образовательных программ и уровней полученного образования.
Куратором МСКО, ответственным за разработку, поддержание, обновление и пересмотр классификации, является Институт статистики ЮНЕСКО (ИСЮ). Он обеспечивает руководство по эффективному и последовательному использованию МСКО для сбора и анализа данных на международном уровне.
<< Приложение V. Неформальное образование МСКО: дополнения |
||
Содержание Международная стандартная классификация образования МСКО 2011 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.