Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 5 Сквозные классификационные переменные
45. Основные сквозные классификационные переменные МСКО - это уровни и области образования (об областях образования см. приложение IV). В рамках уровней МСКО программы и квалификации классифицируются далее по дополнительным параметрам. К ним относятся:
- ориентация программы;
- завершение уровня МСКО;
- доступ к более высоким уровням МСКО; и
- положение в национальной системе степеней и квалификаций.
Не все дополнительные параметры применимы ко всем уровням. Кроме того, уровень МСКО 0 далее подразделяется в соответствии с видом программы и возрастом целевой группы. Категории и подкатегории этих дополнительных параметров позволяют провести более тщательный сбор и представление сопоставимых на межнациональном уровне данных.
46. Другие описательные характеристики и свойства программ и квалификаций, помимо описанных в МСКО, могут включать лицо или организацию, предоставляющие образовательные услуги, обстановку, в которой осуществляется обучение, местоположение, институциональный контекст, форму обучения, тип участников или форму участия. Хотя сами эти характеристики не включены в МСКО как дополнительные параметры, они играют важную роль при выявлении различий в сущности этих программ во многих странах и при определении охвата собираемых данных.
Уровни
47. Понятие "уровни" образования представлено упорядоченным набором категорий, группирующих образовательные программы в соответствии с градацией учебного опыта, а также знаний, навыков и компетенций, которые призвана обеспечить образовательная программа. "Уровень МСКО" отражает степень сложности и специализации содержания образовательной программы от основного до сложного.
48. Таким образом, уровни образования представляют собой концепцию, основанную на предположении о том, что образовательные программы можно сгруппировать в упорядоченный ряд категорий. С учетом сложности образовательного контекста эти категории представляют собой масштабные этапы в движении по образовательному маршруту. Чем более продвинутой является программа, тем выше уровень образования.
49. Классификация программ, основанная на продвижении по уровням, направлена на отражение полного спектра возможных путей перехода с одной образовательной программы на другую, доступных в системах образования: большинство программ системы образования предоставляют несколько возможных путей перехода от уровня МСКО 0/1 к уровню МСКО 8 (см. схему 2 в приложении I). Поскольку системы образования предоставляют множество разветвленных маршрутов, альтернативные последовательности программ и программы "второго шанса", возможны различные пути перехода с одной образовательной программы на другую. Однако учащиеся редко проходят через все возможные уровни.
50. Классификация образовательных программ по уровням направлена на отражение их содержания. Однако учебные планы слишком разнообразны, многоаспектны и сложны для согласованной прямой оценки и сопоставления содержания программ систем образования. В связи с отсутствием прямых измерителей классификации содержания образования в МСКО применяются косвенные (опосредованные) критерии, которые помогают отнести отдельно взятую образовательную программу к соответствующему уровню МСКО. Иногда косвенные критерии могут быть специфичны для каждого уровня МСКО, и их описание дается в соответствующих главах. Общее описание критериев продолжительности и совокупной продолжительности каждого уровня дается в конце данной главы.
51. Косвенные критерии подразделяются на основные и дополнительные. Основные критерии указывают на необходимые характеристики образовательных программ на соответствующем уровне МСКО. Дополнительные критерии указывают на характеристики, присутствующие во многих, но не во всех образовательных программах уровня МСКО (см. главу 9).
52. Основным критерием для классификации программы является критерий сложности и специализации ее содержания и то, каким образом содержание отражено в косвенных критериях. В качестве критерия классификации не следует замещать учебное содержание (содержание образования) институциональным контекстом. Например, обучение на уровне МСКО 4 может проходить в учебных заведениях, где обычно обучаются по программам МСКО 5 или 6.
Ориентация
53. Ориентация программы различается на уровнях МСКО со 2-го по 5-ый с возможностью применения на уровнях МСКО 6-8. Существует две категории: общее и профессионально-техническое образование. На уровнях третичного образования термины "академическое образование" и "профессиональное образование" будут использоваться вместо терминов "общее" и "профессионально-техническое", соответственно. В МСКО 2011 еще не дано более четкое определение терминов "академическое" и "профессиональное" для более высоких уровней МСКО, но на основе примеров областей образования, открываются перспективы для разведения понятий академической и профессиональной ориентации в будущем. До момента чёткого определения терминов "академического" и "профессионального" образования, на уровне МСКО 5 будут использоваться определения "общее образование" и "профессионально-техническое образование".
54. Профессионально-техническое образование определяется как образовательные программы, разрабатываемые для приобретения учащимися знаний, навыков и компетенций для занятий определенным видом или видами профессиональной деятельности. Эти программы могут включать такие компоненты, как обучение на базе предприятий (например, стажировка, дуальные образовательные программы). Успешное завершение таких программ ведет к получению пользующихся спросом на рынке труда профессиональных квалификаций, признанных соответствующими национальными властями и/или рынком труда как профессионально-ориентированные.
55. Общее образование определяется как образовательные программы, разрабатываемые для расширения общих знаний, развития навыков и компетенций, а также навыков чтения, письма и счета, часто направленные на подготовку учащихся к обучению по более продвинутым программам того же или более высокого уровня МСКО и на формирование основы для обучения на протяжении всей жизни. Обучение по этим программам обычно проводится на базе школы или колледжа. Общее образование включает образовательные программы, разработанные для подготовки учащихся к поступлению на программы профессионально-технического образования. Данные программы не направлены на подготовку к трудоустройству по определенному виду или видам профессий и на непосредственное получение востребованной на рынке труда квалификации.
Завершение уровня и доступ к более высоким уровням образования
56. Требования к успешному завершению образовательной программы, т.е. достижению целей обучения, как правило, оговариваются в спецификации программы и обычно включают:
- требования к посещаемости (обучение и регулярная посещаемость на протяжении последнего года программы); и/или
- демонстрация приобретения ожидаемых знаний, навыков и компетенций.
57. Приобретение знаний, навыков и компетенций, обозначенных в целях обучения образовательной программы, обычно подтверждается:
- сдачей (т.е. успешным прохождением) выпускного экзамена или экзаменов по предметам учебного плана;
- накоплением определенного числа кредитов в процессе обучения; или
- успешной сдачей государственного экзамена, подтверждающего овладение знаниями, навыками и компетенциями.
В рамках формального образования успешное завершение обычно ведет к получению квалификации, признаваемой соответствующими национальными властями в области образования.
58. Образовательные программы уровней МСКО 1 и 2 (а иногда уровней МСКО 3 и 4) не всегда завершаются получением квалификации. В этих случаях для определения успешного завершения вместо "квалификации" следует использовать другие критерии; например, посещение полного последнего года программы или доступ к более высокому уровню образования.
59. Программы уровней МСКО 1-3 всегда считаются успешно завершенными, когда полученная квалификация открывает прямой доступ к более высокому уровню МСКО. В случае с уровнем МСКО 3 "более высокий уровень" означает доступ к уровням МСКО 5, 6 или 7. Квалификации рассматриваются как предоставляющие доступ к более высокому уровню МСКО, даже если этот доступ ограничен только обучением на небольшом количестве программ на более высоком уровне МСКО. Успешное завершение программ, относящихся к уровням МСКО 4-8, рассматривается как завершение уровня. Тем не менее, в случае определения уровня полученного образования, признанная квалификация, полученная до завершения программы (например, успешное завершение этапа программы с получением промежуточной квалификации образования) относится к более низкому уровню МСКО. Когда полученная квалификация не дает прямого доступа к более высокому уровню МСКО, успешное завершение программы может считаться завершением уровня без прямого доступа или не завершением уровня. На уровнях МСКО 2 и 3 только, полученные квалификации, не дающей прямого доступа к более высоким уровням МСКО, может считаться завершением уровня без прямого доступа, неполным завершением уровня или не завершением уровня.
60. Образовательные программы и соответствующие квалификации в рамках уровней МСКО 2 и 3 подразделяются на четыре подкатегории:
i) уровень не завершен (и поэтому нет прямого доступа к более высокому уровню МСКО, в данном случае от уровней МСКО 3 к уровням 5, 6 или 7);
ii) неполное завершение уровня без прямого доступа к более высокому уровню МСКО;
iii) завершение уровня без прямого доступа к более высокому уровню МСКО; и
iv) завершение уровня с прямым доступом к более высокому уровню МСКО (в данном случае от уровня МСКО 3 к первой программе третичного образования на уровнях 5, 6, или 7).
61. Успешное завершение программ уровней МСКО 2 и 3, которое не дает доступа к программам на более высоком уровне МСКО (в данном случае переход от уровня МСКО 3 к уровню 5, 6 или 7), рассматривается в рамках подкатегорий "завершение уровня" и "неполное завершение уровня" в том случае, если программа соответствует следующим критериями: i) продолжительность обучения на программе не менее двух лет на данном уровне МСКО; и ii) совокупная продолжительность, начиная с уровня МСКО 1, не менее 8 лет для программ уровня МСКО 2 и не менее 11 лет для программ уровня МСКО 3. Успешное завершение более коротких программ в рамках одного из уровней МСКО считается лишь успешным завершением программы. Для определения уровня полученного образования, любая признанная квалификация, полученная путем завершения программы короткого цикла, классифицируется как более низкий уровень МСКО, чем сама программа.
62. Программы, которые:
a) не соответствуют критерию содержания и/или критериям минимальной и совокупной продолжительности, относятся к категории 1 (уровень не завершен).
b) соответствуют критерию содержания и критериям минимальной продолжительности и совокупной продолжительности, являющимся частью последовательности программ в рамках одного уровня МСКО (но не являющиеся крайними в последовательности), и, таким образом, которые не дают прямого доступа к более высокому уровню МСКО, относятся к категории 2 (неполное завершение уровня).
c) соответствуют критерию содержания и критериям минимальной продолжительности и совокупной продолжительности и являются завершающими в последовательности программами, относятся к категории 3 (завершение уровня без прямого доступа). Такие программы обычно напрямую ведут к получению пользующихся спросом на рынке труда соответствующих квалификаций.
d) соответствуют уровню МСКО 3, дающие прямой доступ только к уровню МСКО 4, относятся к категории 3 (завершение уровня без прямого доступа).
e) дают прямой доступ к третичному образованию на уровнях МСКО 5, 6 или 7 относятся к категории 4 (завершения уровня с прямым доступом).
63. Программа для особых групп участников (взрослых или учащихся с особыми потребностями) может иметь более короткую или более долгую продолжительность, чем подобные программы в рамках обычного образования на данном уровне МСКО. Однако успешное завершение программы будет считаться успешным завершением уровня при условии, что полученная квалификация подтверждает овладение уровнем знаний, навыков и компетенций, равнозначных полученным в рамках программ обычного образования на том же уровне.
64. Участие в программе без её успешного завершения не рассматривается как завершение уровня или неполное завершение уровня и, за исключением уровней МСКО 0 и 1, не учитывается для определения уровня полученного образования. Таким образом, уровень полученного образования тех, кто не завершил данную программу успешно, является наивысший уровень, который они достигли до поступления на эту программу.
65. В то время как критерии для определения завершения уровня применимы к успешному завершению и, таким образом, лишь напрямую применимы к отдельным лицам, образовательные программы в целом классифицируются по уровню наивысшей возможной квалификации, к которой они готовят, даже если участники и не овладеют этой квалификацией.
Положение в национальной структуре степеней и квалификаций
66. Программы уровней МСКО 6 и 7 различаются по их положению в структуре национальных степеней и квалификаций. Необходимо учитывать последовательности национальных программ и квалификаций для правильного определения верного количества впервые поступивших и выпускников учебных заведений третичного образования (или соответствующих ему уровней). Положение, которое присваивается программе, основывается на последовательности степеней и квалификаций в рамках национальных систем третичного образования.
67. Программы уровня МСКО 6, которые не требуют предварительного завершения других программ уровня 6 при поступлении, классифицируются как программы первой степени. Все остальные программы уровня МСКО 6 классифицируются как программы второй степени.
68. Программы уровня МСКО 7, которые не требуют предварительного завершения уровня 6 для поступления, классифицируются как программы первой степени. Другие программы уровня 7 могут потребовать или предварительного завершения программ уровня 6, или других программ уровня 7. Эти программы классифицируются отдельно в МСКО для более точного определения количества впервые поступивших и выпускников уровня МСКО 7.
Критерии продолжительности и совокупной продолжительности
69. Ниже подробно описаны критерии продолжительности в связи с их важностью для классификации программ по уровням и для определения завершения уровня. Остальные критерии рассматриваются в главе 9.
70. В качестве критериев для классификации программ формального образования используются следующие рамки продолжительности уровней МСКО:
- МСКО 0: критерий продолжительности отсутствует, однако, программа должна насчитывать не менее эквивалента 2 часов в день и 100 дней в году образовательной деятельности для того, чтобы быть классифицированной как программа уровня МСКО 0;
- МСКО 1: продолжительность обычно составляет от 4 до 7 лет. Наиболее распространенная продолжительность - 6 лет;
- МСКО 2: продолжительность, как правило, составляет от 2 до 5 лет. Наиболее распространенная продолжительность - 3 года;
- МСКО 3: продолжительность, как правило, составляет от 2 до 5 лет. Наиболее распространенная продолжительность - 3 года;
- МСКО 4: продолжительность, как правило, составляет от 6 месяцев до 2-3 лет;
- МСКО 5: продолжительность, как правило, составляет от 2 до 3 лет;
- МСКО 8: продолжительность составляет не менее 3 лет.
Типичную продолжительность уровней МСКО 6 и 7 легче определить относительно продолжительности программ на соответствующих уровнях, так как продолжительность уровня МСКО зависит от последовательности программ, предлагаемых на этих уровнях в разных странах.
- МСКО 6: продолжительность программы Бакалавра или её эквивалента, как правило, составляет от 3 до 4 и более лет, если программа непосредственно следует за уровнем МСКО 3, и 1-2 года, если программа следует за другой программой уровня МСКО 6;
- МСКО 7: продолжительность программы Мастера или её эквивалента, как правило, составляет от 1 года до 4 лет, если программа следует за уровнем МСКО 6, или от 5 до 7 лет, если программа непосредственно следует за уровнем МСКО 3.
71. В качестве критериев для классификации программ формального образования по уровням в МСКО используются следующие рамки совокупной продолжительности:
- МСКО 1+2: типичная совокупная продолжительность составляет 9 лет, но может варьироваться от 8 до 11 лет; и
- МСКО 1+2+3: типичная совокупная продолжительность составляет 12 лет, но может варьироваться от 11 до 13 лет. Поступление на программы третичного образования обычно требует не менее 11 лет обучения на уровнях МСКО 1-3.
72. При применении критериев продолжительности к очно-заочным (вечерним) или модульным программам теоретическая продолжительность программы должна измеряться в эквиваленте очного обучения.
73. Несмотря на то, что главной целью МСКО является содействие сбору и применению сопоставимых в области образования данных, национальная специфика требует гибкого подхода в определении продолжительности по уровням. Поэтому в пунктах 70 и 71 представлены временные рамки продолжительности по годам. В оптимальном варианте при классификации программ используется их наиболее типичная продолжительность.
74. Продолжительность по уровням и совокупная продолжительность, представленные в пунктах 70 и 71, служат в качестве руководства. Тем не менее, институциональные точки перехода могут быть использованы в качестве критериев при определении соответствия программы уровню МСКО. Выбор национальных точек перехода для сопоставления с международными категориями предопределяется содержанием образовательных программ, а не их (совокупной) продолжительностью.
75. МСКО главным образом применяется для работы со статистическими данными об учащихся, поступивших, выпускниках и об уровне полученного образования. МСКО не является пособием по сбору данных и не дает подробного описания того, как работать со статистическими единицами и представлять собранные данные. Тем не менее, следующие принципы следуют принимать во внимание при применении МСКО для разных типов статистики.
Количество учащихся, посещаемость и впервые поступившие
76. Для правильного учета учащихся, посещаемости и впервые поступивших, индивидуумов следует распределить по уровням, категориям и подкатегориям МСКО. Институциональный контекст не должен служить основой для сбора статистических данных. Данные об учениках/студентах одного и того же учебного заведения, но различных уровней МСКО, должны подаваться отдельно, при необходимости с использованием оценочных данных. Данные об учащихся образовательных программ, охватывающих несколько уровней МСКО, следует подавать, используя статистические данные по классам и этапам.
77. Учащиеся распределяются по уровням и категориям МСКО в соответствии с характеристиками программы, а не с характеристиками отдельных учащихся. Например, категория дошкольного образования распространяется на детей от 3 лет и старше, однако дети, не достигшие этого возраста, но зачисленные на такие программы, должны быть также отнесены к этой категории. Подобным образом, статистические данные, использующие категории доступа к более высокому уровню, должны основываться на разработанной программе, а не на индивидуальных образовательных маршрутах учащихся.
78. Впервые поступивших на уровень МСКО следует отличать от поступивших на образовательную программу, но не поступивших на новый уровень (т.е. от тех, кто уже поступил на этот уровень МСКО ранее). При предоставлении данных о поступивших на уровень МСКО, поступивших на образовательную программу, которой предшествует программа того же уровня, исключаются из числа поступивших. Для программ, охватывающих два уровня МСКО, индивидуумов, поступивших на первый год обучения более высокого уровня МСКО, следует рассматривать как поступивших на уровень МСКО, даже если в рамках национального контекста они продолжают обучение по той же программе.
Выпускники
79. К выпускникам уровня МСКО относятся те, кто поступил и успешно закончил образовательную программу, относящуюся к подкатегории "завершение уровня". Теоретически, только тех, кто успешно завершил уровень в целом или ряд уровней, на который они были зачислены (например, получение первой степени в системе третичного образования), следует учитывать для обеспечения связи данных о поступивших, учащихся и выпускниках. Студенты, которые получают ту же квалификацию или равнозначную ей в результате успешного завершения лишь одного этапа уровня МСКО, не считаются выпускниками.
80. Выпускник должен быть учтён единожды на любом наивысшем завершённом уровне МСКО. Это особенно важно в отношении второго этапа среднего образования и третичного образования, где ряд программ может следовать одна за другой в рамках одного уровня МСКО. Правильный учет выпускников предполагает, что отдельного учащегося отслеживают на протяжении уровня (или ряда уровней) от поступления до завершения. На практике зачастую реализовать такой подход невозможно, и потребуется разработка методов оценки подсчета количества выпускников, например посредством проведения повторного опроса когорты выпускников по образцу идентичного формата.
Уровень полученного образования
81. Уровень полученного индивидуумом образования определяется наивысшим уровнем МСКО завершенным индивидуумом. На практике уровень полученного образования обычно измеряется относительно самой высокой, успешно завершенной образовательной программы, которая обычно подтверждается признанной квалификацией. Признанная промежуточная квалификация относится к более низкому уровню, чем сама программа.
82. Образовательная программа считается успешно завершенной, когда учащийся или студент посещает и завершает программу формального образования и получает признанную квалификацию (см. пункты 56-58).
83. Соответствующие национальные органы образования могут признавать квалификации, полученные в рамках неформального образования или по результатам оценки навыков, приобретенных в рамках информального обучения как эквивалент квалификациям формального образования. В соответствии с МСКО такие квалификации также учитываются в рамках концепта уровня полученного образования. МСКО не охватывает квалификации, полученные в рамках неформального образования, или квалификации, подтверждающие наличие навыков, которые не признаются как эквивалент квалификаций, полученных в рамках формального образования (см. пункт 35).
84. Данное МСКО определение уровня полученного образования следует отличать от других понятий, относящихся к уровню достижений отдельных лиц. Индивидуальные достижения могут включать образовательные уровни, программы которых посещены, но успешно не завершены, или фактические знания, навыки и компетенции индивидуума (например, уровень владения навыками чтения, письма и счета), поскольку их можно оценить посредством типового тестирования или в процессе обучения.
85. Индивидуумы, посетившие лишь часть национальной программы и чей уровень не соответствует требованиями к завершению программы (например, провал на финальном экзамене), не относятся к успешно завершившим программу. Их следует классифицировать в соответствии с самым высоким успешно завершенным уровнем МСКО (т.е. до поступления на программу, которая не завершена успешно).
86. Для классификации уровня полученного образования смысловое содержание уровня 0 отличается по значению от классификации образовательных программ: это значит, что уровень МСКО 1 успешно не завершен. В данную группу включены те, кто никогда не посещал образовательную программу, или те, кто посещал программу для детей младшего возраста или программу начального образования без успешного завершения программы уровня МСКО 1. Рассматривается несколько категорий и подкатегорий для данного уровня полученного образования (см. таблицу 4).
87. Уровень полученного образования может быть классифицирован в соответствии с законченным (или не полностью завершенным) уровнем МСКО, ориентацией программы и доступом к более высоким уровням МСКО. Если индивидуум успешно закончил один и тот же уровень МСКО более одного раза (например, обучаясь на двух разных программах, которые предлагаются как параллельные опции), для статистики следует использовать характеристики самой последней, полученной квалификации.
88. Статистика по уровню полученного образования охватывают индивидуумов всех возрастных групп, некоторые или многие из которых, возможно, завершили образовательные программы или получили соответствующие квалификации, которые отличаются от получаемых в настоящее время. Для сопоставимости показателей в течение времени и разных когорт участников уровень полученного образования следует классифицировать, опираясь на характеристики образовательных программ и признанных квалификаций в момент их успешного завершения.
<< Глава 4 Что охватывает МСКО? (п.п. 35 - 44) |
Глава 7 >> Схемы кодирования (п.п. 89 - 90) |
|
Содержание Международная стандартная классификация образования МСКО 2011 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.