Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение V
Неформальное образование МСКО: дополнения
287. МСКО 2011 дано определение неформального образования (пункт 39) и представлены типы неформального образования (пункт 40). Подчеркнуто, что неформальное образование, которое обычно не дает доступ к более высокому уровню образования, если только программа неt утверждена в системе формального образования (пункт 41), и рекомендовано использовать критерий эквивалентности содержания и/или полученной квалификации для классификации программ неформального образования (пункт 42).
288. В этом приложении представлены дополнительные характеристики, касающиеся неформального образования. Концепт программ неформального образования нуждается в дальнейшей разработке для точного сопоставления статистических данных на международном уровне. В международной практике существуют примеры опыта сбора данных, к которому можно обратиться для консультации.
289. В пункте 40 МСКО 2011 отмечается, что в зависимости от национального контекста, неформальное образование и подготовка охватывает программы:
i) по ликвидации неграмотности взрослых и молодежи и образованию детей, не посещающих школу (альтернативные первоначальному образованию программы);
ii) направленные на развитие жизненных и трудовых навыков, а также социальное и культурное развитие.
Последнее может включать:
- подготовку на рабочем месте для совершенствования или адаптации существующей квалификации или навыков, обучение безработных или представителей экономически неактивного населения; и
- учебную деятельность, направленную на саморазвитие (во время досуга).
290. Для сопоставимости данных на международном уровне сложно предоставить общие указания для применения статистических инструментов в силу неоднородности программ неформального образования. Для классификации программ неформального образования МСКО 2011 рекомендует применять критерий эквивалентности содержания. Эквивалентность содержания устанавливает взаимосвязь между программами неформального образования и программами формального образования аналогичными по содержанию в рамках МСКО. Это в принципе позволяет классифицировать программы неформального образования по уровням. Например, если программа образования для взрослых соответствует критериям содержания уровня МСКО 1, она могла бы быть отнесена к уровню МСКО 1.
291. Классификации образовательных программ, присвоенные после успешного завершения программы неформального образования, часто помогают при классификации образовательной программы. Например, неформальная программа профессиональной подготовки, как и программа формального образования, может быть классифицирована на основе эквивалентности уровня и типа квалификации (если таковая имеется), полученной после ее успешного завершения. Национальные и региональные квалификационные рамки, там, где они существуют, могут способствовать установлению эквивалентности содержания программ и классификаций в рамках одной системы образования. МСКО 2011 предоставляет четкое определение программ формального и неформального образования соответственно.
292. Неформальное образование может предоставляться различными организациями; включая образовательные учреждения, частные предприятия, неправительственные и общественные организации. В некоторых случаях, учреждения формального образования могут предоставлять неформальное образование и подготовку. Однако, как и в случае с программами формального образования, вид организации, предоставляющий образовательные услуги, не должен быть основным критерием для установления различий между неформальным образованием и подготовкой, а также для разграничения формального и неформального образования.
293. Продолжительность программ неформального образования может быть очень короткой. В особенности, подготовка (обучение) во время работы и отдыха может быть направлена на достижение конкретных практических целей, относящихся к конкретной работе или иметь частный жизненный контекст. Таким образом, программы неформального образования могут быть описаны как курс (подготовки).
294. Программы неформального образования редко направлены на приобретение практических знаний, навыков и компетенций в конкретном контексте и поэтому часто менее направлены на теоретическое обучение. Например, программа формального образования направлена на обучение компьютерным наукам (например, приобретение признанной квалификации в области информационных технологий в инженерном деле), в то время как программа неформального образования направлена на обучение применению специальных компьютерных программ в рабочих контекстах.
295. Альтернативные программы в основном существуют в странах, где система формального образования менее развита или охват ею образования ограничен. Эти программы не признаны как формальные органами образования; обычно эти программы охватывают уровни МСКО 0-3 и предоставляются частными организациями, включая неправительственные организации.
296. В то время как неформальное образование является признанной частью МСКО, вероятно, что сбор данных на международном уровне (классификация, опросы, переписи) будет ограничен охватом программ формального образования для обеспечения сопоставимости данных на международном уровне и реальности их сбора. Поэтому граница между программами формального и неформального образования важна, и ей должно быть уделено особое внимание. Однако, на этом этапе, МСКО 2011 не дает конкретной рекомендации о разработке классификации для программ неформального образования или соответствующих квалификаций в рамках неформального образования.
<< Приложение IV. Расширенные группы и области образования |
Приложение VI. >> Глоссарий |
|
Содержание Международная стандартная классификация образования МСКО 2011 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.