Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 ноября 2016 г. N А40-62145/2016-92-530
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2016 года
Полный текст решения изготовлен 18 ноября 2016 года
Арбитражный суд в составе судьи Уточкина И.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко Е.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Транснефть-Восток"
к ФАС России
Третье лицо: АО "Авиакомпания "АЛРОСА"
об оспаривании п.п. 2, 4 решения от 12.01.2016 N 223 ФЗ-458/16
с участием:
от заявителя - Гаранин И.В. по дв. от 10.12.2015 N 01-07/15, Музыка М.В. по дов. от 06.06.2016 N 01-07/114, Кузнецов Д.М. по дов, от 23.03.2016 N 01-07/89
от ответчика - Шарова К.К. по дов. от 11.04.2016 N ИА/233547/16 установил:
ООО "Транснефть-Восток" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы заявлением к ФАС России об оспаривании п.п. 2, 4 решения от 12.01.2016 N 223 ФЗ-458/16
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что оспариваемые решение и предписание не соответствует Федеральному закону от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и нарушают права и законные интересы заявителя.
Представитель ответчика против удовлетворения заявления возражал по доводам, изложенным в письменных пояснениях, ссылаясь на то, что оспариваемый акт соответствует Федеральному закону от 18.07.2011 г. N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
АО "Авиакомпания "АЛРОСА" представителя в суд не направило, представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. С учетом ст.ст. 123, 156 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя АО "Авиакомпания "АЛРОСА".
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ срок для обращения в арбитражный суд с заявленными требованиями соблюден заявителем.
Как следует из материалов дела, 26.10.2015 на сайтах www.zakupki.gov.ru, www.transnefl.ru/torgi ОАО "АК "Транснефть" было опубликовано извещение о закупке по лоту ВП-22.16/17 "Оказание услуг воздушного патрулирования и перевозок для ООО "Транснефть - Восток" и АО "Связьтранснефть" (Прибайкальское ПТУС)" (далее - Закупка).
Организатором Закупки являлось ОАО "АК "Транснефть", заказчиками выступили ООО "Транснефть - Восток" и АО "Связьтранснефть".
Итоги Закупки подведены протоколом оценки и сопоставления заявок N 31502890545-03 от 15.12.2015.
АО "Авиакомпания "АЛРОСА", заявка которого не была допущена к участию в Закупке, обратилось в Федеральную антимонопольную службу с жалобой от 25.12.2015 N г/з-15-283 на действия комиссии по осуществлению закупок.
По результатам рассмотрения жалобы АО "Авиакомпания "АЛРОСА" Антимонопольным органом было принято решение N 223ФЗ-458/16 от 12.01.2016, которым поступившая жалоба признана необоснованной; в действиях ООО "Транснефть - Восток" также были выявлены нарушения части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках; решено передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 12.01.2016 N 223ФЗ-458/16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях (п.п. 2, 4 Решения).
Не согласившись с оспариваемым решением в части п.п. 2, 4, заявитель обратился в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется положением о закупке товаров, работ, услуг ОАО "АК "Транснефть", утвержденным решением совета директоров ОАО "АК "Транснефть" (протокол от 30.12.2015 N 12) (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен пунктом 3.3 Положения о закупках.
К неизмеримым требованиям к участникам закупочных процедур можно отнести те требования, содержание которых не может быть формализовано и однозначно понятно для всех потенциальных участников закупки, требования, которые не могут быть документально подтверждены и (или) не могут применяться в равной степени ко всем участникам закупочной процедуры.
Документацией установлены следующие требования к участникам Конкурса: отсутствие в отношении участника закупки, его учредителей и руководителей возбужденных уголовных дел по основаниям, связанным с деятельностью, имеющей отношение к предмету закупки; отсутствие выявленных фактов предоставления участником закупки недостоверных сведений и документов, несоответствующих действительности; наличие в собственности (частично в аренде) производственных мощностей, технологического оборудования, техники и оборудования, достаточных для выполнения работ; наличие положительного опыта выполнения работ, положительной деловой репутации; наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора.
При этом из Документации не представляется возможным определить, каким образом наличие, либо отсутствие возбужденных уголовных дел в отношении участника закупки, его учредителей и руководителей влияет на исполнение обязательств по договору, какими документами и в каком порядке должно подтверждаться отсутствие выявленных фактов предоставления участником закупки недостоверных сведений и документов, несоответствующих действительности, какие производственные мощности, технологическое оборудование, техника и оборудование требуются для исполнения договора, что подразумевается Заказчиком под положительным опытом, положительной деловой репутацией участника закупки, специалистов какой квалификации и в каком количестве необходимо иметь участнику Конкурса.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Заказчиком в Документации наряду в вышеуказанными требованиями к участникам Конкурса также установлены следующие требования: отсутствие вступивших в законную силу неисполненных судебных решений об удовлетворении (в полном объеме, частично) исковых требований (имущественного или неимущественного характера), по которым участник закупки выступал ответчиком перед ОАО "АК "Транснефть" либо ОСТ; отсутствие неисполненных просроченных более 3 (трех) месяцев обязательств перед ОАО "АК "Транснефть" либо ОСТ, в том числе появившихся в период проведения закупки, подтвержденных документами, в том числе решениями судов и претензиями, обосновывающими факт неисполнения обязательств; отсутствие договоров, расторгнутых (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) в одностороннем порядке по инициативе ОАО "АК "Транснефть" или ОСТ, и/ или расторгнутых (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) в судебном порядке, в связи с неисполнением ненадлежащим исполнением со стороны участника закупки обязательств по договору; отсутствие (в течение 2х лет перед размещением извещения о закупке) не предусмотренного договором письменного отказа, не связанного с нарушением обязательств ОАО "АК "Транснефть" или ОСТ, со стороны участника закупки от исполнения обязательств по договору, заключенному с ОАО "АК "Транснефть" или ОСТ.
Таким образом, установление указанных требований в качестве обязательных требований к участникам Конкурса ограничивает круг участников закупки.
Документацией установлен порядок оценки заявок на участие в закупке, одним из критериев которого является опыт предоставления услуг воздушного патрулирования и перевозок организациям системы "Транснефть". Удельный вес критерия 0,15.
Заявителем не представлено доказательств, однозначно подтверждающих, что наличие соответствующего опыта оказания услуг именно Заказчику свидетельствует о том, что условия исполнения договора, содержащиеся в заявке лица, которое не имеет данный опыт, менее выгодны для Заказчика.
Таким образом, установление вышеуказанных требований Документации противоречит пункту 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 3.3 Положения о закупке, что нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое решение от 12.01.2016 N 223 ФЗ-458/16 является принято в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем отсутствуют правовые основания для признания судом указанного ненормативного правового акта недействительным.
В силу ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Госпошлина распределяется по правилам ст. 110 АПК РФ и относится на заявителя.
На основании ст.ст 1-4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", руководствуясь ст.ст. 4, 27, 29, 65, 69, 71, 123,156, 110, 167-170, 199-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Проверив на соответствие Федеральному закону от 18.07.2011 г. N 223-Ф3 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", отказать в удовлетворении требований по заявлению ООО "Транснефть-Восток" к Федеральной антимонопольной службе об оспаривании п.п. 2, 4 решения от 12.01.2016 N 223 ФЗ-458/16.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья: |
Уточкин И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 18 ноября 2016 г. N А40-62145/2016-92-530
Текст решения официально опубликован не был