1. В документации о закупке заказчик должен установить исчерпывающие требования к участникам закупки.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение работ по новогоднему оформлению (далее - Запрос предложений).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке. Подпунктом 8.12 пункта 8 Документации установлено, что любой участник процедуры закупки вправе направить запрос о разъяснении положений конкурсной документации в соответствии с порядком и регламентом работы ЭТП. В течение трех дней со поступления запроса Заказчик обязан направить разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил не позднее, чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Аналогичные требования к документации отражены в подпункте 18.2 пункта 18 Положения о закупках "Конкурсная документации должна содержать формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Документации дату начала и дата окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Документации, нарушают пункт 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен подпунктом 1.3 пункта 1 Положения о закупках.
В Документации установлены следующие требования к участникам:
"наличие опыта выполнения работ аналогичных предмету закупки не менее 50% от начальной (максимальной) цены договора (подпункт 8.10.2.1 пункта 8 Документации);
"копии актов выполненных работ, подтверждающих наличие у участника опыта выполнения работ аналогичных предмету закупки не менее 30% от начальной (максимальной) цены договора (подпункт 7 пункта 8 Документации);
Вместе с тем, из положений Документации не предоставляется возможным определить опыт выполнение каких работ понимается Заказчиком в качестве аналогичных предмету Конкурса. Учитывая изложенное, установление вышеуказанных требований противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, подпункту 1.3 пункта 1 Положения о закупках и нарушает требования части 1 статьи 2, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. Согласно Приложению N 1 Документации установлен порядок оценки на участие в Конкурсе.
Подпунктом 2.2. пункта 2 Документации установлен критерий оценки "Качество технического предложения", согласно которому "Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 баллов в зависимости от совокупности признаков, которые позволяют выявить лучшие по сравнению с другими участниками закупки предложения.
Под совокупностью признаков (действий), которые являются лучшими по сравнению с предложениями других участников закупки, понимается:
a) представленные предложения рациональны и применимы для Заказчика;
б) представленные предложения создают комфортные условия получения услуги потребителем;
в) представленные предложения предлагают высокий уровень выполнения работ, приводящий к эффективности выполнения работ и сокращению срока выполнения работ, а так же наиболее соответствуют целям и задачам проекта;
д) представленные предложения, помимо текстового описания, содержат в себе графические изображения.
При формировании своего предложения указание ссылок на соответствие требованиям технической части документации или на соответствие положениям документации не рекомендуется и не считается предоставлением участником закупки предложений по оказанию услуг в части критерия "Описание порядка оказания услуг". Заявке на участие в закупке, содержащей подобные ссылки в качестве предложений присваивается 0 баллов. Максимальное значение 100 баллов присваивается наиболее содержательно проработанному предложению, позволяющему составить однозначное мнение об объективно обоснованном достижении наилучшего результата закупки.
Понятие "Наиболее содержательно проработанное предложение", определяется путем сравнения предложений участников закупки на соответствие:
- содержания предложения участника закупки предмету закупки;
- требованиям, предъявляемым к объекту закупки;
- полноте и обоснованности представленной информации.
Понятие "Объективно обоснованное достижение наилучшего результата закупки" определяется в зависимости от предложения участников закупки с учетом совокупности признаков, указанных выше Баллы по показателю начисляются по следующей шкале:
1. Предложение не представлено - 0 баллов;
2. Предложение представлено, но содержит в себе ссылки на соответствие требованиям технической части документации или на соответствие положениям документации, без содержательного описания по всем пунктам технического задания - 10 баллов.
Предложение разработано в соответствии с требованиями Технического задания, содержат в себе документы, характеризующими качество услуг, но совокупность признаков (действий) не позволяет составить однозначное мнение об объективно обоснованном достижении наилучшего результата закупки при выполнении предложенной Исполнителем совокупности признаков (действий) - 50 баллов".
Вместе с тем, установленный Заказчиком в Документации порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора ввиду невозможности определения зависимости между информацией, содержащейся в заявке участника и присваиваемым количеством баллов по критерию.
Таким образом, в нарушение пунктов 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, Заказчиком в Документации не установлены надлежащим образом критерии оценки и порядок оценки Конкурса.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.11.2016 г. по делу N 223ФЗ-413/15/АК807-16)
2. В документации о закупке заказчик должен установить дату начала и окончания срока предоставления участникам Закупки разъяснений положений документации о Закупке.
АО проведена закупка.
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В нарушение пункта 10 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) в документации о Закупке Заказчиком не установлены конкретные даты начала и окончания срока предоставления участникам Закупки разъяснений положений документации о Закупке.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 11.11.2016 г. по делу N АК911-16)
3. Нарушение срока размещения протокола рассмотрения заявок влечет привлечение к административной ответственности.
ОАО осуществлена закупка при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ по модернизации программно-аппаратных комплексов автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета розничных рынков электроэнергии (далее - Конкурс).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
В соответствии с частями 5, 12 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) протоколы, составляемые в ходе закупки должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Кроме того, согласно пункту 247 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО, утвержденным решением Совета директоров ОАО 01.01.2015 (далее - Положение) по итогам рассмотрения и оценки конкурсных заявок заказчик составляет протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок.
Согласно пункту 250 Положения протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок размещаются в единой информационной системе в сроки, установленные в документации, не позднее 3 дней с даты подписания протокола.
В соответствии с пунктом 7.8.24 Конкурсной документации протокол рассмотрения и оценки конкурсных заявок размещается на сайтах не позднее 3 (трех) дней с даты подписания протокола.
Вместе с тем, протокол рассмотрения и оценки заявок от 12.11.2015 N 1535/ОКЭ (далее - Протокол) размещен на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - Официальный сайт) 16.11.2015,
Таким образом, действия Заказчика, разместившего Протокол с нарушением трехдневного срока, нарушают часть 12 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 4 статьи 7.32.3 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 15.08.2016 г. по делу N 223ФЗ-369/15/АК622-16)
4. Объединение в один лот работ по проектированию и строительству приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком проведен открытый конкурс на право заключения договора на оказание услуг и выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта под "ключ" (далее - Закупка).
В ФАС России поступила жалоба на действия заказчика при проведении указанной закупки.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Оператора, Заказчика, а также руководствуясь частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России установила следующее.
По мнению Заявителя, Заказчиком некорректно установлен порядок оценки по критерию "Опыт работы, связанный с предметом договора", а именно: участнику Конкурса присваивается максимальная оценка, составляющая 40 баллов, если среди представленных объектов имеется объект, находящийся на территории города Москвы, общая площадь которого составляет не менее, чем 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, по которому проводится закупочная процедура.
Таким образом, Заказчик необоснованно оценивает опыт строительства в других городах ниже, чем в городе Москве. Территория нахождения построенных объектов не влияет на уровень квалификации участника закупки.
Наличие данного критерия ведет к ограничению конкуренции, так как участники закупки, имеющие опыт строительства в других городах при оценке заявок получают заведомо меньшее количество баллов.
В соответствии с пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 7.22 Информационной карты Документации при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе применяются следующие критерии и их значимость:
1. Цена договора - 50%;
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики товаров, работ, услуг - 35%;
3. Квалификация участников закупки - 15%.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе установлен в Приложении N 1 к Информационной карте конкурса.
Согласно пункту 2 раздела III Приложения N 1 к Информационной карте конкурса значимость показателя "Опыт работы, связанный с предметом договора" критерия "Квалификация участников закупки" составляет 40%.
Максимальная величина показателя составляет 40 баллов.
Оценке подлежат сведения об опыте участника закупки по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства жилищного назначения за последние два года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Сведения подтверждаются представлением копий разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию. Сведения предоставляются в соответствии с Формой 5, приведенной в РАЗДЕЛЕ 8 "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЗАКУПКИ".
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается заявке участника:
- в составе которой не представлены требуемые сведения, либо представлены противоречивые сведения;
- в составе которой не представлены документы, подтверждающие представленные сведения;
- представленные сведения и документы подтверждают наличие у участника закупки опыта по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, не являющихся объектами капитального строительства жилищного назначения.
В случаях, если представленные сведения и документы подтверждают наличие у участника закупки опыта по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства жилищного назначения за последние два года, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, то заявке присваивается:
1) Максимальная оценка, составляющая 40 баллов, если:
- среди представленных объектов имеется объект, находящийся на территории города Москвы, общая площадь которого составляет не менее, чем 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, по которому проводится закупочная процедура;
2) 30 баллов, если:
- среди представленных объектов имеется объект, находящийся на территории города Москвы, общая площадь которого составляет менее, чем 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, по которому проводится закупочная процедура;
3) 20 баллов, если:
- все представленные объекты находятся не на территории города Москвы и среди них имеется объект, общая площадь которого составляет не менее, чем 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, по которому проводится закупочная процедура;
4) 10 баллов, если:
- все представленные объекты находятся не на территории города Москвы и общая площадь каждого их них составляет менее, чем 50 процентов от общей площади объекта капитального строительства, по которому проводится закупочная процедура.
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок по показателю "Опыт работы, связанный с предметом договора" критерия "Квалификация участников закупки" не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку сведения об опыте участника закупки по вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства жилищного назначения на территории других субъектов Российской Федерации необоснованно оцениваются Заказчиком ниже, чем на территории города Москвы.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в Документации не установлен надлежащий порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки состава административных правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика закреплен в пункте 1.3 Положения о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, выполнение строительных работ, требуемых к закупке, осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Согласно Извещению и Информационной карте Конкурсной документации предметом Конкурса является "...оказание услуг и выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта под "ключ": жилые дома переменной этажности с подземной автостоянкой со встроенно-пристроенными первыми нежилыми этажами, встроенно-пристроенным ДОУ на 120 мест по адресу: г. Москва, Шмитовский пр., вл. 39, Мукомольный пр., вл. 6".
Пунктами 2.1, 2.2 проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Конкурсной документации, установлено:
"В соответствии с условиями настоящего Договора Застройщик осуществляет приемку и финансирование, а Заказчик-Генподрядчик обязуется выполнить комплекс работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию Объекта под "ключ", включая оказание услуг по исполнению функций заказчика на период проектирования строительства, иных услуг, разработку проектной и рабочей документации, выполнение строительно-монтажных работ, поставку оборудования на Объект: ________________________.
Результатом выполненных Работ по Договору является законченный(ые) строительством Объект(ы), который(ые) введен(ы) в эксплуатацию и в отношении которого(ых) получено(ы) Разрешение(я) на ввод Объекта в эксплуатацию, подписан(ы) акт(ы) по форме КС-11 в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и города Москвы".
Техническим заданием Конкурсной документации установлены требования к типам и этажности новых, реконструируемых зданий и сооружений:
"В соответствии с письмом Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы от 30.07.2014 N ДЖС-ТМ/06-64464/4, Градостроительным планом земельного участка N RU77-181000-011563, утвержденным приказом Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Предусмотреть проектирование и строительство жилых домов с монолитным железобетонным каркасом с нежилыми помещениями на 1 этаже с инженерными сетями, благоустройством и озеленением.
- Высота потолков не менее 2,65 м.
- Предусмотреть отделку входных групп и МОП.
- Предусмотреть отделку для жилых помещений:
- Встроенные нежилых помещения предусмотреть без отделки
- Предусмотреть необходимые элементы благоустройства придомовой территории.
Назначение помещений первого этажа - помещения без конкретного функционального назначения (БКФН)".
Вместе с тем, разработка проектной документации, на основании которой должны выполняться работы, является частью предмета Конкурса.
Учитывая изложенное, предмет Конкурса сформирован Заказчиком в нарушение требований части 1 статьи 2 Закона о закупках, в Конкурсной документации отсутствуют сведения об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, требования к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, в объеме, достаточном для подготовки заявки на участие в Конкурсе, а также объединены в один лот работы, технологически и функционально не связанные между собой, что противоречит пункту 1.3 Положения о закупках.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно пункту 4.3.7 Договора Застройщик на основании письменного обращения Заказчика-Генподрядчика вправе перечислить авансовый платеж в размере не более 30 (тридцати) % от Цены Договора, но не более суммы принятого обязательства, подлежащего исполнению в текущем финансовом году, после подписания Дополнительного соглашения об утверждении твердой договорной цены.
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что в пункте 4.3.7 Договора в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом порядок оплаты товаров, требуемых к поставке.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 18.11.2016 г. по делу N 223ФЗ-426/15/АК818-16)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, январь 2017)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.