Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 22 декабря 2016 г. N 3.2-04/3093
по проекту федерального закона N 1100712-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1100712-6), принятый Государственной Думой 16 декабря 2016 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (далее - Федеральный закон N 97-ФЗ), в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).
Федеральным законом вносятся изменения в нормы Федерального закона N 97-ФЗ в части установления возможности отзыва главой муниципального образования представленного на государственную регистрацию устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) до принятия регистрирующим органом решения о его государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.
Также федеральный закон устанавливает возможность обжалования решений территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации или нарушении сроков государственной регистрации уставов муниципальных образований не только в суд, но и в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Кроме того, Федеральный закон устанавливает ряд особенностей, касающихся процедуры осуществления государственной регистрации устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений.
В частности, предусматривается осуществление такой процедуры без выдачи свидетельства о государственной регистрации уставов муниципальных образований путем проставления на титульном листе устава муниципального образования специального штампа с указанием даты государственной регистрации и государственного регистрационного номера.
Указанные изменения расширяют возможности органов местного самоуправления в процессе регистрации уставов муниципальных образований, упрощают процедуру ее осуществления, а также обеспечивают дополнительные гарантии на обжалование действий органов власти, уполномоченных в сфере регистрации уставов муниципальных образований.
Реализация предлагаемых изменений будет способствовать повышению качества государственной регистрации уставов муниципальных образований, а также снижению количества отказов в ее проведении.
В процессе рассмотрения законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении были приняты поправки, предусматривающие ряд изменений.
В частности, установлено новое основание для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования - наличие в уставе, муниципальном правовом акте о внесении изменений и дополнений в устав коррупциогенных факторов.
Изменениями в нормы Федерального закона N 131-ФЗ исключена необходимость вынесения на публичные слушания устава муниципального образования, проекта муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
Кроме того, предусмотрены изменения в Федеральный закон N 191-ФЗ, которыми исключается ограничение по сроку (1 января 2017 года) осуществления переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъекта Российской Федерации - городу федерального значения Москве полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации ряда объектов капитального строительства (метрополитена, уникальных объектов), а также срок осуществления уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы за строительством, реконструкцией уникальных объектов капитального строительства.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Д.И. Азаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.