Заключение Счетной палаты РФ от 16 июня 2016 г. N ЗСП-131/03-02
на проект федерального закона N 1067868-6 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1067868-6 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (о применении налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость судостроительными организациями) (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 19 мая 2016 г. N 302).
Законопроектом, внесенным Законодательным собранием Ленинградской области, предусматривается внесение изменений в подпункт 10 пункта 1 статьи 164 и статью 165 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно действующей редакции данных положений Налогового кодекса Российской Федерации ставка 0 процентов по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) установлена для реализации уже построенных судов.
Таким образом, действующая норма устанавливает право на применение нулевой ставки налогоплательщику, имеющему прямые взаимоотношения с заказчиком строительства, и не предусматривает ее применение судостроительными организациями, которые непосредственно выполняют эти судостроительные работы по договорам подряда.
Законопроектом предлагается распространить указанную льготу на выполнение работ по строительству судов.
Полагаем важным отметить, что законопроект, расширяя право на применение нулевой ставки НДС и предоставляя его организациям, непосредственно выполняющим судостроительные работы, позволяет ее применить как налогоплательщику, имеющему прямые взаимоотношения с заказчиком строительства (генеральному подрядчику), так и субподрядчикам, выполняющим работы по строительству судов. При этом законопроектом не определяется объем распределяемых между генеральным подрядчиком и субподрядчиком работ.
Так, например, строительные работы генеральным подрядчиком самостоятельно могут не выполняться, а на их 100-процентное выполнение будет привлечен субподрядчик на основании соответствующего договора.
В таком случае предоставление налоговой преференции в виде установления налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость генеральным подрядчикам является экономически необоснованной.
Предлагаемые законопроектом изменения расширяют область применения налоговой льготы, что в конечном итоге приведет к потерям федерального бюджета в виде выпадающих доходов федерального бюджета.
Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию потери федерального бюджета по предварительной оценке могут составить от 7 до 13 млрд. рублей ежегодно, при том что источники компенсации выпадающих доходов не определены.
Как следует из пояснительной записки, принятие законопроекта позволит предприятиям судостроения существенно повысить эффективность своей деятельности, модернизировать производство и реализовать инвестиционные программы, что в среднесрочном и долгосрочном периоде приведет к росту уровня занятости и средней заработной платы.
Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 407 "О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу" утверждено Положение об определении начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по государственному оборонному заказу, в соответствии с которым предусмотрен размер рентабельности (прибыли) при расчете цены государственного контракта 20 процентов собственных затрат и 1 процент от привнесенных затрат.
При условии представления государственному заказчику головным исполнителем, являющимся единственным поставщиком, либо организацией, которую планируется определить таковым, документов, подтверждающих необходимость направления части прибыли от выполнения государственного контракта на развитие производства для эффективного выполнения заданий государственного оборонного заказа (включая снижение трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства, общепроизводственных и общехозяйственных расходов) прибыль в цене на продукцию может составлять 25 процентов.
Таким образом, существующая на сегодняшний день нормативная правовая база позволяет предприятиям судостроения повышать эффективность своей деятельности, модернизировать производство и реализовывать инвестиционные программы при государственно-частном партнерстве за счет прибыли, получаемой в рамках выполнения обязательств по государственным контрактам.
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.