Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1119530-6 "О внесении изменения в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(в части досрочного прекращения полномочий уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации)",
внесенный Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 18 октября 2016 года (протокол N 4, пункт 123) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1119530-6 "О внесении изменения в статью 16.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внести изменение в пункт 18 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регламентирующей правовое положение Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
В частности, законопроектом предлагается установить, что консультации представительного (законодательного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации по вопросу досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации не проводятся в случаях, определённых в подпунктах "а", "г", "д" пункта 19 статьи 16.1 указанного Федерального закона (в случае смерти уполномоченного; в случае признания уполномоченного судом недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим; в случае вступления в отношении уполномоченного в законную силу обвинительного приговора суда).
Как отмечают авторы законопроекта, предложенное изменение направлено на исключение необходимости проведения согласований в случаях, и без того объективно являющихся основанием для безусловного досрочного прекращения полномочий должностных лиц, и не зависящих от воли сторон.
По данному законопроекту Комитет отмечает следующее. Пункт 19 статьи 16.1 Федерального закона N 184-ФЗ предусматривает закрытый перечень случаев досрочного прекращения полномочий лица, исключая при принятии решения какую-либо дискрецию. Исходя из того, что при назначении на должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации кандидатура согласовывается с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, видится логичным, что при досрочном прекращении полномочий также предусмотрена процедура консультации. Требование о проведении консультаций гарантирует заблаговременное получение Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации исчерпывающей информации о случаях и причинах досрочного прекращения полномочий региональных уполномоченных.
Отметим, что процедура согласования регламентирована законами субъектов Российской Федерации и различна в каждом регионе. Например, в Калужской области в случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Законодательным Собранием Калужской области в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного. Консультации с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в разных субъектах занимают от 15 до 30 дней, что в значительной мере увеличивает время процедур согласования и назначения нового регионального омбудсмена.
Принятие законопроекта позволит сократить по времени процедуру оформления прекращения полномочий в случаях безусловного досрочного прекращения полномочий должностных лиц по причинам, не зависящим от воли сторон, а также ускорит назначение нового Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
На основании вышеизложенного Комитет поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.