Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
(седьмого созыва)
по проекту федерального закона N 1177587-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1177587-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пожарной безопасности", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности и развитие правовых институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях (земельных участках).
В целях решения указанных законопроектом предусмотрено внесение изменений Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" в части осуществления федерального государственного пожарного надзора, в том числе: наделение федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации полномочиями по осуществлению федерального государственного пожарного надзора на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность указанные органы; уточнение структуры органов государственного пожарного надзора; применение риск-ориентированных подходов, при которых осуществляется отнесение объектов защиты и (или) территорий (земельных участков) к определенным категориям риска; уточнение предмета проверки; исключения положений о периодичности проведения плановых проверок с сохранением полномочия Правительства Российской Федерации по установлению такой периодичности. Вводится независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), которая проводится экспертом в области оценки пожарного риска.
Кроме того, законопроектом предусмотрены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части исключения особенных составов административных правонарушений (нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям), уточнение административного взыскания за нарушения требований пожарной безопасности, введения ответственность за нарушения, допущенные при проведении независимой оценки пожарного риска.
В целом, Комитет поддерживает законопроект. Вместе с тем, к законопроекту имеется следующее замечание.
Законопроектом предусматривается расширение предмета проверок, проводимых в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора, в части проверки соблюдения требований пожарной безопасности в отношении территорий (земельных участков), используемых организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности.
Вместе с тем, требования пожарной безопасности установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Согласно части 1 статьи 1 указанного федерального закона он принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Согласно пункту 15 статьи 2 указанного федерального закона объект защиты - продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
Таким образом, непосредственно к территориям (земельным участкам) требования пожарной безопасности не устанавливаются. В связи с чем требуется уточнить предмет проверки в данном случае.
Кроме того, Комитет обращает внимание, что в законодательстве Российской Федерации не определено такое понятие, как "территория, используемая организациями или гражданами". Учитывая вышеизложенное, законопроект также нуждается в уточнении, поскольку не позволяет однозначно определить, о какой территории, какого размера идет речь, каким образом устанавливается, что территория используется конкретной организацией или гражданином.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.