Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на установление в положениях статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон об ОСАГО) права страховщика на выбор способа возмещения вреда, причиненного транспортному средству.
Законопроектом вносятся изменения, в том числе в пункт 15 статьи 12 Федерального закона об ОСАГО, в соответствии с которыми возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется по выбору страховщика, ухудшая положение потерпевшего при дорожно-транспортном происшествии, который в соответствии с действующей редакцией Федерального закона об ОСАГО имеет право выбора способа возмещения вреда, причиненного транспортному средству. Ограничение права потерпевшего получить по договору ОСАГО возмещение вреда в денежной форме не в полной мере согласуется с пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании которого по договору имущественного страхования страховщик обязуется при наступлении страхового случая выплатить страховое возмещение лицу, в пользу которого заключен договор страхования. Учитывая, что отношения по договору ОСАГО носят гражданско-правовой характер, способ возмещения страховщиком вреда по такому договору обязательного страхования должен быть четко определен его условиями и свободно определяться потерпевшим по согласованию со страховщиком.
Установление в законопроекте в качестве преимущественного способа возмещения вреда, причиненного транспортному средству потерпевшего, организации и оплаты страховщиком его восстановительного ремонта не должно носить лишь ограничивающий характер для потерпевших. Следует предусмотреть преимущества для потерпевших выбора такого способа возмещения вреда, в частности, исключение учета износа деталей, узлов, агрегатов, подлежащих замене при восстановительном ремонте, а также положения, направленные на защиту прав и законных интересов потерпевших, предусматривающие:
регламентацию порядка устранения выявленных потерпевшим недостатков восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства;
возможность выбора потерпевшим станции технического обслуживания из предложенного страховщиком перечня с учетом определенных критериев доступности и удобства для потерпевшего ремонта транспортного средства на станции технического обслуживания, в том числе с учетом возможности эксплуатации поврежденного транспортного средства, его доставки на станцию технического обслуживания, если характер повреждений исключает возможность участия транспортного средства в дорожном движении, сохранения гарантийных обязательств завода-изготовителя, примерных сроков ремонта и его ожидания;
порядок осуществления возмещения вреда путем ремонта транспортного средства в случае превышения стоимости ремонта размера страховой суммы по договору обязательного страхования;
основания для выбора денежной формы возмещения вреда.
Предусмотренные пунктом 2 статьи 1 законопроекта требования к станциям технического обслуживания в части их территориального расположения не позволят обеспечить удобство возмещения причиненного вреда в натуре для потерпевших. Установление в качестве критерия расположения станции технического обслуживания только расстояния от места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания считаем недостаточным. Кроме того, установление требования к расстоянию до станции технического обслуживания от места жительства потерпевшего может создать для потерпевших дополнительные сложности, связанные с транспортировкой транспортного средства на станцию технического обслуживания в случае, если дорожно-транспортное происшествие произошло далеко от места жительства потерпевшего. Кроме того, полагаем, что установление требований к станции технического обслуживания не является предметом правового регулирования Федерального закона об ОСАГО.
Поскольку положения законопроекта распространяются на всех потерпевших, могут возникнуть сложности при направлении на ремонт транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, имеющим свои ремонтные и обслуживающие организации.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом изложенных замечаний до рассмотрения Государственной думой во втором чтении.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 9 декабря 2016 г. N 9354п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1108602-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", внесенный депутатом Государственной думы М.В. Емельяновым"
Текст письма официально опубликован не был