Global navigation satellite system. Systems of dispatching management of cargo motor transport. Functions, structure and characteristics of board navigation and communication equipment
Дата введения - 1 сентября 2012 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "М2М телематика"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 363 "Радионавигация"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 885-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом, создаваемые на основе применения глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации (ГЛОНАСС).
Настоящий стандарт устанавливает назначение и требования к составу и характеристикам бортового навигационно-связного оборудования, устанавливаемого на транспортные средства, осуществляющие грузовые перевозки.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
ГОСТ Р 52230-2004 Электрооборудование автотракторное. Общие технические условия
ГОСТ Р 52456-2005 Глобальная навигационная спутниковая система и глобальная система позиционирования. Приемник индивидуальный для автомобильного транспорта. Технические требования
ГОСТ Р 52928-2010 Система спутниковая навигационная глобальная. Термины и определения
ГОСТ Р 54024-2010 Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 22.0.05, ГОСТ Р 52928, ГОСТ Р 54024, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. диспетчерское управление: Централизованный контроль и управление производственными и технологическими процессами посредством программно-технических комплексов с использованием средств связи.
3.2. грузовое транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:
АТТ - абонентский телематический терминал;
БНСО - бортовое навигационно-связное оборудование;
ГТС - грузовое транспортное средство;
УКВ - ультракороткие волны;
GPS - глобальная навигационная спутниковая система Соединенных Штатов Америки;
GPRS - пакетная радиосвязь общего пользования;
GSM - стандарт мобильной сотовой связи;
Wi-Max - телекоммуникационная технология универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для широкого спектра устройств;
Wi-Fi - телекоммуникационная технология беспроводной связи.
5 Основные положения
5.1 БНСО является элементом системы диспетчерского управления грузовыми перевозками и предназначено для оснащения грузового транспортного средства.
5.2 БНСО включает в свой состав абонентский телематический терминал и бортовое оборудование, состоящее из специализированных бортовых датчиков и устройств контроля состояния узлов и агрегатов, устанавливаемых на контролируемом ГТС и на элементах перевозимого груза в зависимости от их конструкции, характера и специфики выполняемых перевозок, а также задач, реализуемых в составе системы диспетчерского управления грузовыми перевозками.
5.3 Абонентский телематический терминал является обязательным элементом БНСО и должен обеспечивать определение текущего местоположения ГТС и параметров его движения, обмен данными с дополнительным оборудованием БНСО, взаимодействие с телематическим сервером системы диспетчерского управления грузовыми перевозками в части обмена мониторинговой и технологической информацией.
6 Назначение бортового навигационно-связного оборудования
6.1 Установленное на борту грузового транспортного средства БНСО должно обеспечивать решение следующих задач с использованием технологий связи и спутниковой навигации:
- контроль местоположения грузового транспортного средства;
- контроль расхода топлива;
- обеспечение голосовой связи "диспетчер-водитель";
- контроль технического состояния ГТС путем сбора телеметрической информации от специализированных бортовых датчиков и устройств контроля состояния узлов и агрегатов;
- оперативная передача (автоматически и/или водителем) сигнала в диспетчерский пункт (центр) о возникновении нештатных и аварийных ситуаций ("сигнал бедствия");
- автоматическая передача мониторинговой информации в диспетчерский пункт (центр) с заданной периодичностью;
- запись мониторинговой информации в энергонезависимую память БНСО ("черный ящик") при потере связи с диспетчерским пунктом (центром) и последующая автоматическая передача записанной информации при восстановлении связи;
- определение пройденного расстояния по данным спутниковой навигации (виртуальный одометр).
6.2 БНСО может дополнительно обеспечивать решение следующих задач на борту ГТС с использованием современных информационных технологий:
- контроль наличия и состояния перевозимого груза (при условии оснащения груза соответствующим оборудованием);
- управление приемом, накоплением и передачей видеоизображений с видеокамер (в режиме фотографий и/или в режиме реального времени);
- управление приемом, накоплением и передачей звуковой информации с внутрисалонных микрофонов;
- контроль показаний электронного тахографа;
- обмен технологической информацией и текстовыми сообщениями между водителем и диспетчерским пунктом грузового автомобильного транспорта;
- автоматический вывод принятых текстовых сообщений на дисплей БНСО.
7 Состав бортового навигационно-связного оборудования
7.1 Состав БНСО определяется типом перевозок, которые осуществляет ГТС, и характером задач диспетчерского управления.
7.2 Состав БНСО может быть разным в зависимости от следующих типов перевозок:
- городские;
- пригородные;
- междугородние;
- международные.
7.3 В состав БНСО в зависимости от функциональных задач диспетчерского управления могут входить следующие устройства и подсистемы:
- абонентский телематический терминал;
- подсистема ввода/вывода информации;
- подсистема контроля наличия и состояния груза;
- подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок.
7.4 В минимальной конфигурации функции БНСО выполняет абонентский телематический терминал.
7.5 Абонентский телематический терминал должен включать в свой состав следующие модули:
- навигационный;
- связи;
- обработки информации;
- электропитания.
7.5.1 Навигационный модуль должен обеспечивать определение местоположения, направления движения и скорости ГТС по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и/или GPS.
7.5.2 Модуль связи должен обеспечивать передачу и прием мониторинговой и технологической информации по каналам передачи данных GSM/GPRS. В подсистему связи опционально могут входить модули передачи данных по сетям УКВ, Wi-Fi, Wi-Max и каналам спутниковой связи.
7.5.3 Модуль обработки информации должен обеспечивать сбор и обработку:
- навигационной информации о местоположении, направлении движения и скорости ГТС;
- телеметрической информации о состоянии агрегатов и систем ГТС и наличия и состояния перевозимого груза;
- мониторинговой и телематической информации для обеспечения информационного обмена с диспетчерским пунктом (центром).
7.5.4 Модуль электропитания должен обеспечивать электропитание устройств АТТ от бортовой электросети ГТС или их автономное электропитание.
7.6 Бортовой контроллер должен обеспечивать централизованное управление расширенным составом устройств и подсистем БНСО.
7.7 Подсистема ввода/вывода информации должна обеспечивать ввод, обработку и представление всех видов информации и содержать следующие модули:
- голосовой связи "диспетчер-водитель", состоящей из микрофона и громкоговорителя;
- дисплей;
- передачи "сигнала бедствия" от встроенного в корпус БНСО или размещаемого отдельно с обеспечением потайной установки устройства подачи сигнала (кнопки).
7.8 Подсистема контроля состояния ГТС должна обеспечивать измерение параметров состояния его агрегатов и конструктивных элементов и содержать следующий минимальный набор устройств:
- датчик включения зажигания;
- датчик уровня топлива (опционально);
- адаптер для подключения к CAN-шине ГТС (опционально);
- датчик температуры охлаждающей жидкости (опционально);
- датчик напряжения бортовой электросети (опционально);
- датчик открывания/закрывания дверей (опционально);
- сопряжения с электронным тахографом (опционально);
- датчик включения/выключения оборудования (опционально).
7.9 Подсистема контроля наличия и состояния груза должна обеспечивать контроль размещения на ГТС перевозимого груза и измеряемых соответствующими датчиками параметров его состояния (в зависимости от характера груза и ограничений условий его транспортировки) и может содержать следующие модули:
- контроля нахождения перевозимого груза на грузовой платформе ГТС;
- контроля параметров состояния перевозимого груза (температуры, влажности, перегрузок и др.);
- коммутации устройств подсистемы и передачи в БНСО информации контроля состояния перевозимого груза.
7.10 Подсистема обеспечения безопасности и безаварийности перевозок должна обеспечивать контроль параметров жизнеобеспечения водителя и состояния ГТС и может содержать следующие модули:
- мониторинга внутрисалонного состояния среды (датчик температуры и датчик задымления);
- энергонезависимой памяти ("черный ящик") для хранения информации при потере связи с диспетчерским пунктом (центром);
- идентификации водителя;
- видео- и аудионаблюдения;
- контроля и коррекции действий водителя;
- контроля физиологического состояния водителя;
- формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии "ЭРА-ГЛОНАСС" (опционально);
- резервного электропитания.
Примечание - Модуль формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии "ЭРА-ГЛОНАСС" должен устанавливаться в обязательном порядке после официального начала эксплуатации системы.
8 Характеристики бортового навигационно-связного оборудования
8.1 Навигационный модуль АТТ должен обеспечивать определение географических координат ГТС по сигналам глобальных навигационных спутниковых систем с точностью не менее 10 м с вероятностью 0,95.
Примечание - Вновь устанавливаемые навигационные модули АТТ должны поддерживать стандарты глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и/или GPS.
8.2 Технические требования к антенне и приемнику сигналов глобальных навигационных спутниковых систем навигационного модуля определены в ГОСТ Р 52456.
8.3 Технические характеристики модуля связи
8.3.1 В состав модуля связи должно входить оборудование GSM-связи, с поддержкой пакетной передачи данных GPRS для обмена мониторинговой и технологической информацией.
8.3.2 БНСО может дополнительно оснащаться оборудованием связи по каналам УКВ, Wi-Fi, Wi-Max или спутниковой связи.
8.4 Объем энергонезависимой памяти БНСО должен быть не менее 4 Мбайт.
8.5 Электропитание БНСО должно осуществляться от бортовой сети ГТС. Номинальное напряжение электропитания составляет 12 В или 24 В по ГОСТ Р 52230.
При этом должна обеспечиваться защита от скачков напряжения в бортовой сети, а также защита от переполюсовки и короткого замыкания. Опционально БНСО может содержать оборудование автономного электропитания. При оборудовании БНСО модулем формирования сигнала системы экстренного реагирования при аварии "ЭРА-ГЛОНАСС" оборудование автономного электропитания БНСО должно устанавливаться в обязательном порядке.
8.6 БНСО должно содержать аналоговые и цифровые интерфейсные устройства для подключения внешних устройств и оборудования ГТС.
8.7 Состав внешних устройств, подключаемых к БНСО:
- датчики контроля состояния, обеспечения безопасности и безаварийности ГТС;
- модули подсистемы контроля наличия и состояния груза;
- цифровые видеокамеры;
- адаптер подключения к CAN-шине ГТС.
8.8 Аппаратура устройств и подсистем БНСО может быть выполнена в одном или нескольких конструктивных блоках.
8.9 Микрофон и громкоговоритель модуля голосовой связи "диспетчер-водитель" должны обеспечивать нормальную слышимость и различимость голосовой информации в условиях движения ГТС с закрытыми дверями и окнами кабины водителя.
8.10 Технические характеристики дисплея:
- тип индикатора: текстовый или графический с подсветкой, размер матрицы экрана - не менее 240 х 128 пикселей;
- вид отображаемой информации: текстовый, не менее 4 строк по 20 символов в строке, размер символа - не менее 8 x 5 мм;
- общее число функциональных кнопок на дисплее - не более 6, включая виртуальные (в случае использования сенсорного индикатора).
8.11 Модули коммутации устройств подсистемы и передачи информации контроля состояния перевозимого груза в зависимости от характера груза и условий его перевозки могут выполняться на основе проводной и/или беспроводной технологии. При применении беспроводной технологии коммутации подключение датчиков и устройств контроля осуществляется в соответствии с протоколом ZigBee.
8.12 Программное обеспечение БНСО и АТТ грузового транспортного средства должно поддерживать процедуры информационного обмена и формирования баз данных системы диспетчерского управления грузовыми перевозками.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ ГОСТ 32450-2013 "Глобальная навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления грузовым автомобильным транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 885-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2012 г.
Дата введения - 1 сентября 2012 г.