Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и строительству
по проекту федерального закона N 1078316-6 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"
Досье на проект федерального закона
В Комитете рассмотрен указанный проект федерального закона.
Как известно, в настоящее время крайне обострилась проблема, связанная с аварийностью на автомобильном грузовом и пассажирском транспорте.
Особенно заметен рост аварийности при выполнении нелицензируемых перевозок пассажиров, в частности, "для собственных нужд".
В настоящее время существует неоднозначность в определении групп требований, обязательных для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими различные виды деятельности, связанные с эксплуатацией транспортных средств: при перевозках пассажиров и грузов для собственных нужд, при управлении транспортными средствами для индивидуальных нужд водителей (руководителей предприятий, бухгалтеров, юристов, и т.д., управляющих автомобилем самостоятельно), при управлении специальными и специализированными транспортными средствами (автокранами и т.д.). Очевидно, что при указанных формах эксплуатации транспортных средств также должны соблюдаться определенные требования по обеспечению безопасности дорожного движения.
В связи с этим законопроектом предлагается ввести понятия "пассажир" и "груз", что позволит распространить на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей требования по перевозке пассажиров и грузов, в том числе для собственных нужд данных субъектов экономической деятельности.
В настоящее время в России значительное количество грузовых автомобилей и автобусов на праве собственности или ином вещном праве принадлежат физическим лицам, которые осуществляют эксплуатацию этих транспортных средств на дорогах общего пользования, осуществляют перевозки пассажиров и грузов. Между тем какие-либо требования по обеспечению безопасности дорожного движения для указанных физических лиц не установлены.
Кроме того, статистические данные свидетельствуют о значительном увеличении количества автобусов, находящихся в собственности физических лиц, и соответствующим снижением количества автобусов юридических лиц. В 2014 году число автобусов, принадлежащих физлицам (440 198 единиц), превысило количество автобусов юридических лиц (437 873 единицы). При том, что в 2008 году физическим лицам принадлежало 410 506 автобусов, юридическим лицам - 483 627. Указанные цифры свидетельствуют об уходе перевозчиков от выполнения более жестких требований в сфере безопасности дорожного движения и более высокой ответственности за их нарушение.
Предлагаемые законопроектом нормы для физических лиц позволят установить единые требования к перевозчикам вне зависимости от формы собственности организации и принадлежности транспортных средств, при том, что нарушения требований по безопасности дорожного движения, безопасности перевозок пассажиров и грузов влекут вред одинаковой степени тяжести - гибель и ранение людей.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.С. Москвичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.