Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 декабря 2016 г. N 03-07-07/78031
Вопрос: Компания оказывает услуги по обслуживанию пассажиров и багажа ВИП и бизнес-залов в Международном Аэропорту в соответствии с Сертификатом Соответствия.
Поскольку услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, оказываемые непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве РФ, являются единым технологическим комплексом услуг, направленным на подготовку воздушного судна к вылету с пассажирами, багажом, грузом, т.е. это комплекс мер, направленный на осуществление воздушной перевозки, то в соответствии с пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ данные услуги - НДС не облагаются.
Согласно Перечню и правилам формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса России от 17.07.2012 N 241) тарифы за обслуживание коммерческой загрузки воздушного судна включают тарифы за услуги при обслуживании пассажиров в секторах и помещениях для особо важных персон, бизнес-центрах и других специальных помещениях (п.п. 4.9.1, 4.9.2).
Сложившаяся судебная практика (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.06.2011 N 17072/10; Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2015 N 309-ЭС и др.) также подтверждает вывод о том, что услуги касающиеся обслуживания пассажиров в зале повышенной комфортности аэропорта не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость.
В силу вышеизложенного и с целью правильного правоприменения пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ просим дать разъяснение по вопросу: услуги по обслуживанию пассажиров и багажа в ВИП и бизнес-залах аэропорта освобождаются от НДС?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по обслуживанию пассажиров в бизнес-залах и помещениях для особо важных персон на основании подпункта 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача" выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание.
Пунктом 3 статьи 37.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс) установлено, что в целях поддержания летной годности гражданского воздушного судна, авиационного двигателя и воздушного винта при их эксплуатации осуществляется наземное и техническое обслуживание.
Согласно пункту 5 статьи 37.1 Воздушного кодекса наземное обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ по обеспечению прибытия воздушного судна на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением обслуживания воздушного движения. При этом наземное обслуживание гражданского воздушного судна не включает в себя его техническое обслуживание.
В соответствии с пунктом 6 статьи 37.1 Воздушного кодекса техническое обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ, необходимых для поддержания летной годности гражданского воздушного судна, включая проведение проверок гражданского воздушного судна, замену его частей, устранение неисправностей, а также осуществление изменения конструкции гражданского воздушного судна или выполнение его ремонта.
Таким образом, услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропортах оказываются только в отношении воздушного судна.
Учитывая изложенное, предоставление услуг по обслуживанию пассажиров в бизнес-залах и помещениях для особо важных персон на территории аэропорта не подлежит освобождению от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с подпунктом 22 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об освобождении услуг по обслуживанию пассажиров и багажа в помещениях для особо важных персон и бизнес-залах аэропорта от НДС.
Разъяснено, что данные услуги не освобождаются от НДС, поскольку услуги по обслуживанию воздушных судов в аэропортах оказываются только в отношении воздушного судна.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 декабря 2016 г. N 03-07-07/78031
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 20 января 2017 г. N 2