Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2016 г. N 56-КГ16-19
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 ноября 2016 г. гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав и законных интересов Царевой Н.Д. к Государственному учреждению - Приморскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Кутаковой И.В. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 7 декабря 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 марта 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителей Государственного учреждения - Приморского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Маслаковой О.Ю., Соколовой О.И., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Уссурийский городской прокурор 27 октября 2015 г. обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Царевой Н.Д. к Государственному учреждению - Приморскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 6 (далее - филиал N 6 ГУ - Приморского регионального отделения ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Царева Н.Д. является инвалидом I группы бессрочно и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками (90 штук в месяц).
При проведении прокурорской проверки по обращению представителя Царевой Н.Д. - Маслич Н.И. было установлено, что Царева Н.Д. с 1 июля 2015 г. не обеспечена названными техническими средствами реабилитации.
По мнению прокурора, ответчиком нарушено право Царевой Н.Д. на получение мер социальной поддержки, предусмотренное Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем просил суд возложить на ответчика обязанность обеспечить Цареву Н.Д. техническими средствами реабилитации - подгузниками в количестве 270 штук за период с 1 июля по 30 сентября 2015 г. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Представитель ответчика в суде исковые требования не признал.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 7 декабря 2015 г. на филиал N 6 ГУ - Приморского регионального отделения ФСС РФ возложена обязанность обеспечить инвалида I группы Цареву Н.Д. техническими средствами реабилитации - подгузниками в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида в количестве 270 штук за период с 1 июля по 30 сентября 2015 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 марта 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ГУ - Приморского регионального отделения ФСС РФ - директора филиала N 6 Кутаковой И.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 6 июля 2016 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 13 октября 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела и не сообщившие суду о причинах неявки Уссурийский городской прокурор и Царева Н.Д., от которой поступили письменные возражения на кассационную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и письменные возражения на неё Царевой Н.Д., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено, что Царева Н.Д., ... года рождения, является инвалидом I группы по общему заболеванию бессрочно.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 2 августа 2012 г. Царева Н.Д. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками в количестве 90 штук в месяц.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 5 августа 2015 г. на филиал N 6 ГУ - Приморского регионального отделения ФСС РФ была возложена обязанность обеспечить Цареву Н.Д. техническими средствами реабилитации - подгузниками в количестве 270 штук за период с 1 октября по 31 декабря 2014 г. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.
Согласно информации, предоставленной филиалом N 6 ГУ - Приморского регионального отделения ФСС РФ в Уссурийскую городскую прокуратуру, по состоянию на 1 июля 2015 г. Царева Н.Д. подгузниками была обеспечена в полном объёме.
1 июля 2015 г. Царевой Н.Д. было выдано направление N 60033709 на получение подгузников в количестве 270 штук, которые ей предоставлены не были.
29 сентября 2015 г. Царева Н.Д. обратилась в филиал N 6 ГУ - Приморского регионального отделения ФСС РФ с заявлением, в котором просила обеспечить её подгузниками за третий квартал 2015 года (период с 1 июля по 30 сентября 2015 г.).
В письме от 2 октября 2015 г. N Я-40/06-2719л руководителем филиала N 6 ГУ - Приморского регионального отделения ФСС РФ Царевой Н.Д. разъяснено, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками, за прошлый период не предусмотрено действующими нормативно-правовыми актами из-за невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый период, и указано, что она вправе получить компенсацию за приобретённые за счёт собственных средств технические средства реабилитации.
В соответствии с актом от 28 октября 2015 г. на основании направления от 15 октября 2015 г. N 60033709 Царевой Н.Д. было получено 360 штук подгузников для взрослых.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Уссурийского городского прокурора, действующего в интересах Царевой Н.Д., о возложении на филиал N 6 ГУ - Приморского регионального отделения ФСС РФ обязанности обеспечить её техническими средствами реабилитации в виде подгузников за период с 1 июля по 30 сентября 2015 г. в количестве 270 штук, суд первой инстанции исходил из того, что Царева Н.Д. в указанный период не была своевременно и в полном объёме обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными её индивидуальной программой реабилитации, и восстановление её нарушенных прав должно быть осуществлено путём предоставления ей технических средств реабилитации в натуре за спорный период. При этом суд указал, что реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
Суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием и, сославшись на положения главы 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, дополнительно указал, что истечение срока, за который Царевой Н.Д. следовало предоставить указанное количество подгузников, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническим средством реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида. То обстоятельство, что инвалид или его представитель не воспользовались правом приобрести соответствующее техническое средство реабилитации за свой счёт, не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации в натуре.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ), определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счёт средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
В пункте 22 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, поименованы подгузники.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
В абзаце втором пункта 2 названных правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путём предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 данных правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подаётся инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключённым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учёт по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдаёт) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счёт, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрёл соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретённого технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утверждён Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрёл указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счёт собственных средств.
Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счёт, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность, индивидуальной программы реабилитации инвалида, страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС). Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путём почтового перевода или перечисления средств на счёт, открытый инвалидом в кредитной организации (пункт 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации).
Из приведённых нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счёт средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путём предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрёл соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счёт, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счёт средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путём выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Между тем суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ, а также положения принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, вследствие чего пришёл к ошибочному выводу о том, что Царева Н.Д. была лишена принадлежащего ей права на обеспечение техническими средствами реабилитации и восстановление её права возможно только путём предоставления ей технических средств реабилитации в натуре за прошлое время, которое не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации.
Не основан на законе и довод суда апелляционной инстанции со ссылкой на нормы главы 26 Гражданского кодекса Российской Федерации "Прекращение обязательств" о том, что Царева Н.Д. имеет право на получение технических средств реабилитации за прошлое время, поскольку не прекратилось обязательство уполномоченного органа по выдаче названных средств инвалиду и не утрачено право инвалида на получение данной меры социальной поддержки.
Отношения, связанные с обеспечением инвалидов техническими средствами реабилитации, не являются гражданско-правовыми, они урегулированы специальным законом, а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, и в случае непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида его право на обеспечение за счёт средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации осуществляется путём выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации.
В период, когда инвалид уполномоченным органом по каким-либо причинам не был обеспечен (обеспечен не в полном объёме) техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, его право на получение указанных мер социальной поддержки могло быть реализовано путём выплаты уполномоченным органом в порядке, установленном законом, денежной компенсации за самостоятельно приобретённые инвалидом технические средства реабилитации.
Поскольку Царева Н.Д. за период с 1 июля по 30 сентября 2015 г. не была обеспечена техническими средствами реабилитации, предусмотренными её индивидуальной программой реабилитации, её право на получение данной меры социальной поддержки могло быть реализовано путём выплаты денежной компенсации за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н.
Исходя из изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 7 декабря 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 22 марта 2016 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Уссурийский районный суд Приморского края.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 ноября 2016 г. N 56-КГ16-19
Текст определения официально опубликован не был