Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2016 г. N 1-АПГ16-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РОСА"
о признании недействующими приложений NN 5, 6 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 ноября 2015 г. N 69-в/21 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск",
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "РОСА"
на решение Архангельского областного суда от 21 июня 2016 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "РОСА" (далее - ООО "РОСА", общество) обратилось в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением (уточненным в процессе рассмотрения спора) о признании недействующими приложений NN 5, 6 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 27 ноября 2015 г. N 69-в/21 "Об утверждении производственных программ, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск" (далее - постановление от 27 ноября 2015 г. N 69-в/21).
Решением Архангельского областного суда от 21 июня 2016 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы прокуратура Архангельской области и Агентство по тарифам и ценам Архангельской области представили возражения и отзыв.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы представители ООО "РОСА", Агентства по тарифам и ценам Архангельской области, прокуратуры Архангельской области, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва на нее и заключение прокурора, Судебная коллегия установила следующее.
Агентство по тарифам и ценам Архангельской области (далее - Агентство по тарифам), является органом исполнительной власти Архангельской области, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждать производственные программы, выбирать методы регулирования тарифов организации (подпункт 26 пункта 9 Положения об Агентстве по тарифам и ценам Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 г. N 214-пп).
Агентством по тарифам 27 ноября 2015 г. вынесено постановление N 69-в/21, которым утверждены производственные программы, установлены долгосрочные параметры регулирования, а также установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск", согласно приложению N 5 и тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО "РОСА" на территории того же муниципального образования, согласно приложению N 6.
Указанные тарифы установлены на период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 года
В соответствии с приложением N 5 к данному постановлению тарифы на питьевую воду, отпускаемую ООО "РОСА" на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск" составляют: для населения на период с 1 января по 30 июня 2016 г. - 25,45 руб./куб.м., на период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 26,64 руб./куб.м; для потребителей, приравненных к населению на период с 1 января по 30 июня 2016 г. - 21,57 руб./куб.м., на период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 22,58 руб./куб.м; для прочих потребителей на 1 января по 30 июня 2016 г. - 38,76 руб./куб.м., на период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 40,57 руб./куб.м.
Тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ООО "РОСА" на территории того же муниципального образования, согласно приложению N 6 составляют: для населения на период с 1 января по 30 июня 2016 г. - 23,32 руб./куб.м., на период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 24,41 руб./куб.м; для потребителей, приравненных к населению на период с 1 января по 30 июня 2016 г. - 19,76 руб./куб.м., на период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 20,69 руб./куб.м; для прочих потребителей на 1 января по 30 июня 2016 г. - 26,12 руб./куб.м., на период с 1 июля по 31 декабря 2016 г. - 27,36 руб./куб.м.
Оспариваемое постановление с приложениями официально опубликовано 9 декабря 2015 г. на официальном интернет-портале Администрации Архангельской области http://www.dvinaland.ru и официальном сайте Агентства по тарифам и ценам Архангельской области tarif29.ru.
В обоснование заявленного требования, ООО "РОСА" сослалось на то, что названное постановление не соответствует законодательству, регулирующему отношения в сфере установления тарифов на водоснабжение и водоотведение, принято без учета экономически обоснованных расходов по арендной плате, расходов на приобретение реагентов и расходов на приобретаемую электрическую энергию.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования, посчитав, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры утверждения производственных программ, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
В соответствии со статьей 32 названного Закона расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом индексации.
Согласно пункту 33 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестиционного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации (пункт 74 Основ ценообразования).
На основании пунктов 24, 26 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя их экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
При определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходов на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями не подтверждена.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "РОСА", являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющей эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, используемой для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения и водоотведения на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск", 30 октября 2015 г. обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тарифов на услуги водоотведения на 2016-2018 годы, приложив производственные программы и копии документов, подтверждающие расходы предприятия.
В качестве метода регулирования тарифов обществом предложен метод индексации.
Согласно расчетам общество предлагало установить для потребителей тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) с 1 января 2016 г. в размере 38,76 руб./куб.м., с 1 июля 2016 г. - 159,86 руб./ куб.м; тариф на водоотведение с 1 января 2016 г. - 129,48 руб./куб.м.
Величина необходимой валовой выручки на 2016 год заявлена обществом в размере 131 021,96 тыс. руб. в сфере водоснабжения (питьевая вода) и в размере 98 886,43 тыс. руб. в сфере водоотведения.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов и в соответствии с требованиями Правил регулирования тарифов 24 ноября 2015 г. подготовлено экспертное заключение, согласно которому расходы по арендной плате, расходы на приобретение реагентов и расходы на приобретаемую электрическую энергию (мощность), предлагаемые обществом для включения в расчет тарифов, включены органом регулирования не в полном объеме.
Расчет оспариваемых тарифов произведен Агентством на основании анализа представленных ООО "РОСА" расчетов, документов и материалов, а также документов, дополнительно запрошенных и представленных обществом в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов.
Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в приложениях к протоколу заседания от 27 ноября 2015 г. N 69.
Согласно данному протоколу заявленная обществом величина необходимой валовой выручки на 2016 год скорректирована специалистами органа регулирования до 55 053,76 тыс. руб. в сфере водоснабжения (питьевая вода) и до 48 873,88 тыс. руб. в сфере водоотведения.
К расходам по статье "Арендная плата" обществом отнесены расходы на аренду объектов водопроводно-канализационного хозяйства по договорам аренды с муниципальным образованием "Город Архангельск" и ООО Специализированный транспорт".
Органом регулирования приняты расходы на амортизацию и уплаты налога на землю и налога на добавленную стоимость.
Довод общества о том, что в необходимую валовую выручку должны быть включены фактические расходы общества на аренду имущества обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку противоречит пункту 44 Основ ценообразования.
По статье "Реагенты" обществом заявлены расходы в размере 12 986,37 тыс. руб. Указанные расходы уменьшены органом регулирования до 5 802,15 тыс. руб. в связи с корректировкой объемов потерь воды и, соответственно, объема поднимаемой воды.
В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
В силу пункта 15 Правил регулирования цен (тарифов) в случае непредставления регулируемыми организациями материалов, предусмотренных настоящими Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
В связи с тем, что ООО "РОСА" в адрес органа регулирования не представлены документы, подтверждающие экономически обоснованный уровень потерь воды, утвержденный в установленном порядке для данного общества, то Агентство по тарифам, руководствуясь пунктом 15 Правил регулирования цен (тарифов), использовало при расчете объема потребления реагентов данные о потерях воды, установленные для ООО "ПСК "Энерголайнс", которое в 2015 году осуществляло эксплуатацию объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения на территории Северного территориального округа муниципального образования "Город Архангельск" в размере 26% в соответствии с постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 19 января 2015 г. N 2-п.
Учитывая изложенное, расчет затрат по указанной статье расходов, произведенный органом регулирования, не противоречит положениям пункта 50 Основ ценообразования и пункту 15 Правил регулирования цен (тарифов).
Также в соответствии с экономической необоснованностью уменьшены до 4 078,013 тыс. руб. расходы по статье "Расходы на приобретаемую электрическую энергию", заявленные обществом в размере 21 238,10 тыс. руб.
На основании пункта 48 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемую электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных (экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов, холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.
Пунктом 20 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее - Методические указания N 1746-э) предусмотрено, что объемы приобретаемой электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.
Затраты на электрическую энергию определены органом регулирования, исходя из удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе подготовки питьевой воды, на единицу объема воды, отпускаемой в сеть - 0,753 кВт*ч/куб.м, удельного расхода электрической энергии, потребляемой в технологическом процессе транспортировки питьевой воды - 0,085 кВт*ч/куб. м, объемов поднимаемой и транспортируемой воды, скорректированных с учетом потерь - 26%, предусмотренных постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 19 января 2015 г. N 2-п, а также тарифов на электрическую энергию, прогнозируемых на 2016 год, что соответствует положениям пункта 48 Основ ценообразования и пункта 20 Методических указаний N 1746-э.
Доказательств экономической необоснованности принятых органом регулирования расходов по названной статье административным истцом в суд не представлено.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 21 июня 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСА" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 декабря 2016 г. N 1-АПГ16-13
Текст определения официально опубликован не был