Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 21966-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе",
внесенному депутатами Государственной Думы В.М. Резником, П.И. Пимашковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, сообщаем следующее.
Предлагаемые изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 195-ФЗ) предусматривают, что оператор по переводу денежных средств вправе осуществлять трансграничный перевод денежных средств без открытия банковского счета только в рамках платежной системы или иностранной платежной системы. Обращаем внимание, что согласно пункту 11 статьи 22 Федерального закона N 195-ФЗ операторы по переводу денежных средств, за исключением Банка России, могут участвовать в платежных системах в целях осуществления трансграничного перевода денежных средств. Кроме того, статья 11 указанного Федерального закона к операторам по переводу денежных средств относит также кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств, к которым также относятся небанковские кредитные организации, деятельность которых, в частности, регулируется Федеральным законом от 2 декабря 1990 года N 395-I "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-I). Поскольку деятельность таких операторов по переводу денежных средств попадает под регулирование законодательства Российской Федерации, в частности, Федерального закона N 395-I можно сделать вывод, что трансграничные переводы денежных средств уже осуществляются только в рамках платежной системы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункту 11 статьи 22" следует читать "пункту 11 статьи 21"
Предлагаемые законопроектом новые пункты 15 и 16 статьи 5 Федерального закона N 195-ФЗ содержат положения, устанавливающие состав административной ответственности и штраф, взыскиваемый Банком России в случае нарушения ограничения на осуществление трансграничных переводов. Данные положения регулируют отношения, не являющиеся предметом регулирования Федерального закона N 195-ФЗ, относятся к предмету регулирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежат исключению. Согласно пунктам 11 и 12 статьи 34 Федерального закона N 195-ФЗ Банк России привлекает поднадзорную организацию и ее должностных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а также взыскивает с операторов платежных систем штрафы, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Кроме того, предлагаемый механизм введения ответных мер по ограничению трансграничных переводов денежных средств через иностранные платежные системы, по нашему мнению, не является предметом регулирования Федерального закона N 195-ФЗ и нуждается в согласовании с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Учитывая часть седьмую статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", согласно которой проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России, законопроект следует направить в Центральный Банк Российской Федерации для получения заключения.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.