Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 18549-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О рекламе" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенному Правительством РФ
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона устанавливается обязанность любого лица, намеревающегося принять участие в торгах в сфере наружной рекламы, до даты их проведения осуществить раскрытие информации о своих аффилированных лицах. Несоблюдение данной обязанности рассматривается как основание не допускать такое лицо к торгам. В связи с этим неясно, с какой целью данная обязанность распространяется в том числе на лиц, намеревающихся принять участие не в специализированных, а в обычных торгах в сфере наружной рекламы, учитывая, что в Федеральном законе "О рекламе" (далее - Федеральный закон) и положениях законопроекта в отношении таких лиц не предусмотрены нормы, определяющие их правовое положение в зависимости от наличия или отсутствия у них каких-либо аффилированных лиц.
Учитывая положение пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому ничтожной считается лишь та нарушающая требования закона или иного правового акта сделка, которая при этом посягает на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, в положении последнего абзаца новой редакции части 5.1 статьи 19 Федерального закона следует, на наш взгляд, уточнить, что договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, заключенный по итогам проведения торгов в сфере наружной рекламы с лицом, представившим недостоверную информацию о своих аффилированных лицах, признается ничтожным лишь в случае, если при этом участие данного лица в торгах нарушало требования предыдущего абзаца данной части о запрете аффилированности такого лица с иным лицом, которому выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования, где проводятся торги в сфере наружной рекламы.
Поскольку к организаторам торгов в сфере наружной рекламы относятся не только органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципального района и органы местного самоуправления городского округа, но и уполномоченные ими организации (см. абзац первый новой редакции части 5.1 статьи 19 Федерального закона), полагаем, что в третьем предложении абзаца четвертого новой редакции части 5.1 статьи 19 Федерального закона обязанность по предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установления иной доли (иного процента) специализированных мест должна возлагаться не только на органы местного самоуправления муниципального района и органы местного самоуправления городского округа, но и на уполномоченные ими организации (см. второе предложение абзаца четвертого новой редакции части 5.1 статьи 19).
Согласно новому второму предложению части 5.8 статьи 19 Федерального закона "схемы размещения рекламных конструкций утверждаются нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, а при размещении рекламных конструкций на территории городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя - в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации". В данном положении необходимо учесть, что полномочия по утверждению схемы размещения рекламных конструкций реализуются только органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов (см. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также положения статьи 19 Федерального закона, в том числе новую часть 5.9 данной статьи). Кроме того, содержание нового второго предложения части 5.8 статьи 19 требует соответствующей корректировки положений четвертого и пятого предложений данной части.
Полагаем, что в новой части 9.4 статьи 19 следует уточнить, что обязанность осуществлять раскрытие информации обо всех изменениях в информации о своих аффилированных лицах должна реализовываться только тем осуществившим раскрытие информации о своих аффилированных лицах лицом, с которым по итогам торгов в сфере наружной рекламы заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (см. абзац одиннадцатый новой редакции части 5.1 статьи 19).
Согласно новому абзацу второму части 17 статьи 19 информация о разрешениях на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которых не истек, является общедоступной и подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Поскольку речь в данном положении идет об опубликовании информации о "разрешениях на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, срок действия которых не истек", представляется, что порядок опубликования в данном случае должен отличаться от порядка, установленного для официального опубликования муниципальных правовых актов. Также неясно, на официальных сайтах каких органов местного самоуправления должна быть размещена указанная информация и в каком порядке.
Нуждается в уточнении диспозиция проектируемой части 10 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статья 2 проекта). Диспозиция содержит два состава административных правонарушений - допуск организатором торгов к торгам лица, в отношении которого законодательством о рекламе предусмотрены основания для отказа в его допуске к торгам (см. новую редакцию части 5.1 статьи 19 Федерального закона), и заключение по итогам торгов договора с таким лицом. Как представляется, первый состав административного правонарушения поглощает второй состав.
В статье 3 проекта следует учесть, что извещение о проведении торгов в сфере наружной рекламы размещается не на "официальном сайте торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, а также на здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности", а на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (см. абзац второй новой редакции части 5.1 статьи 19 Федерального закона), при этом такой официальный сайт Правительством Российской Федерации уже определен (см. часть 6 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.