Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 6078-7 "О внесении изменений в статьи 447 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенному Архангельским областным Собранием депутатов
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в части первые статей 447 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), распространив особый порядок производства по уголовным делам, предусмотренный главой 52 УПК РФ ("Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц"), на зарегистрированных кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в депутаты представительного органа муниципального образования, в члены выборного органа местного самоуправления и на должность выборного должностного лица местного самоуправления.
Замечаний концептуального характера по проекту не имеется. Вместе с тем, полагаем необходимым отметить следующее. Из пояснительной записки следует, что данное предложение обусловлено несоответствием положений УПК РФ, не включающих указанные категории лиц в перечень лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам, положениям Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), устанавливающим в отношении любого зарегистрированного кандидата независимо от уровня выборов особый порядок принятия решения о возбуждении уголовного дела, привлечения его в качестве обвиняемого, возбуждения ходатайства перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (статья 41) .
Нельзя не отметить, что определенные особенности производства следственных и процессуальных действий устанавливаются не только 52 главой УПК РФ, но и положениями других федеральных законов, определяющих статус отдельных категорий лиц, в связи с чем между положениями УПК РФ и других федеральных законов имеются несоответствия по субъектному составу применения особого порядка производства по уголовным делам. Однако, при решении вопроса о применении положений законодательных актов Российской Федерации, определяющих гарантии правового статуса отдельных категорий лиц, и об их соотношении с соответствующими положениями УПК РФ следует исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которыми в ходе производства процессуальных действий не исключается применение норм иных - помимо УПК РФ - законов, если этими нормами закрепляются гарантии прав и свобод участников соответствующих процессуальных действий; о безусловном приоритете норм уголовно-процессуального законодательства не может идти речь в случаях, когда в иных (помимо УПК РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства) законодательных актах устанавливаются дополнительные гарантии прав и законных интересов отдельных категорий лиц, обусловленные в том числе их особым правовым статусом; разрешение в процессе правоприменения коллизий между различными правовыми актами должно осуществляться исходя из времени принятия этих актов, а также из того, какой из этих актов является специальным, предусматривает больший объем прав и свобод граждан и устанавливает более широкие их гарантии (Постановление от 29 июня 2004 года N 13-П, Определение от 8 ноября 2005 года N 439-О).
Таким образом, в отношении указанных в проекте категорий лиц должен применяться особый порядок производства по уголовным делам (даже без внесения предлагаемых проектом изменений в УПК РФ).
Кроме того, при решении вопроса о внесении в УПК РФ предлагаемых проектом изменений следует учитывать, что в соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может избираться гражданами Российской Федерации, проживающими на территории данного субъекта Российской Федерации и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (пункт 3 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ), а также депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти автономного округа, входящего в состав области, в случаях и порядке, установленных пунктами 3.2 и 3.2-1 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ).
При этом на кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), избираемого в соответствии с пунктами 3.2 и 3.2-1 статьи 18 Федерального закона N 184-ФЗ, не распространяются положения пункта 4 статьи 41 Федерального закона N 67-ФЗ об особом порядке производства по уголовным делам, поскольку по смыслу пункта 36 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ они не являются зарегистрированными кандидатами, то есть лицами, зарегистрированными соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидатов.
Также обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится внесенный членом Совета Федерации В.В. Лаптевым проект федерального закона N 11851-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", содержащий, в частности, положения о внесении изменений в статьи 447 и 448 УПК РФ аналогичного характера.
Заместитель |
С.П. Степкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.