Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом определяются механизмы государственной поддержки граждан Российской Федерации, получивших потребительские кредиты (займы) и микрозаймы в финансовых организациях и нарушающих сроки возврата основной суммы долга и (или) уплаты процентов по кредитным договорам, договорам займа. В частности, по кредитам, размер непогашенной суммы основного долга и процентов по которым составляет не более ста тысяч рублей на дату вступления в силу законопроекта (далее - проблемные кредиты), предусматривается отсрочка исполнения обязательств до 1 января 2027 г., если срок возврата проблемного кредита согласно договору проблемного кредита наступает до 1 января 2027 г., или до даты возврата кредита, определенной договором проблемного кредита, если такая дата наступает после 1 января 2027 г. Однако указанные изменения ставят участников гражданского оборота в неравное правовое положение, что противоречит пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающему принцип равенства участников регулируемых им отношений.
Законопроектом устанавливается обязанность финансовых организаций уступить государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) права (требования) по договорам проблемных кредитов. Вместе с тем в представленных к законопроекту материалах отсутствует обоснование предложенного регулирования, в том числе в части оплаты Агентством уступаемых прав (требований) беспроцентными облигациями федерального займа со сроком погашения не ранее 1 января 2027 г. Подобный подход нарушает принципы функционирования финансовых организаций в части получения дохода за пользование предоставленными денежными средствами. Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения, предусматривающие осуществление Агентством выкупа прав (требований) по договорам проблемных кредитов за счет собственных средств, не соответствуют основным задачам и принципам деятельности Агентства, установленным Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".
Согласно положениям законопроекта заемщики по проблемным кредитам освобождаются от уплаты суммы штрафов, пеней, а также и от уплаты процентов, подлежащих уплате в период с даты уступки Агентству прав (требований) по договору проблемного кредита до даты возврата указанного кредита. Принятие законопроекта, предоставляющего преимущества заемщикам, допустившим просрочку исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа), может существенно ухудшить платежную дисциплину заемщиков в целом.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту его принятие потребует увеличения внутренних государственных заимствований в размере 33 млрд. рублей, а также дополнительных расходов федерального бюджета, которые могут быть компенсированы увеличением поступлений налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Вместе с тем указанное обоснование не подкреплено финансовыми расчетами. Кроме того, законопроект не учитывает предусмотренные статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации требования к проектам федеральных законов, принятие которых влечет увеличение расходов федерального бюджета.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.