Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
(обязательное)
Процедура определения точки Н и фактического угла наклона туловища сидящего в автомобиле водителя или пассажира
1 Цели
Описываемая в настоящем приложении процедура предназначена для определения положения точки Н и фактического угла наклона туловища для одного или нескольких мест для сидения в автомобиле и для проверки соотношения между измеренными параметрами и конструктивными параметрами, указанными предприятием-изготовителем*.
2 Определения
В настоящем приложении применены следующие термины с соответствующими определениями;
2.1 подконтрольные параметры: Одна или несколько из следующих характеристик места для сидения:
2.1.1 Точка Н и точка R и их соотношение.
2.2.2 Фактический угол наклона туловища и конструктивный угол наклона туловища и их соотношение.
2.2 объемный механизм определения точки Н: Устройство, применяемое для определения точки Н и фактического угла наклона туловища. Описание этого устройства содержится в дополнении 1.
2.3 точка Н: Центр вращения туловища и бедра объемного механизма определения точки Н, установленного на сиденье транспортного средства в соответствии с предписаниями раздела 4. Точка Н расположена в середине центральной линии устройства, проходящей между визирными метками точки Н с обеих сторон механизма определения точки Н. Теоретически точка Н соответствует (допуски см. в 3.2.2) точке R. После определения точки Н в соответствии с процедурой, описанной в разделе 4, считают, что эта точка является фиксированной по отношению к подушке сиденья и перемещается вместе с ней при регулировании сиденья.
2.4 точка R или контрольная точка места для сидения: Условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для каждого места для сидения и устанавливаемая относительно трехмерной системы координат.
2.5 линия туловища: Центральная линия штыря объемного механизма определения точки Н, когда штырь находится в крайнем заднем положении.
2.6 фактический угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку Н, и линией туловища с помощью кругового сектора на объемном механизме определения точки Н. Теоретически фактический угол наклона туловища соответствует конструктивному углу наклона туловища (допуски см. в 3.2.2).
2.7 конструктивный угол наклона туловища: Угол, измеряемый между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием - изготовителем транспортного средства.
2.8 центральная плоскость водителя или пассажира (C/LO): Средняя плоскость объемного механизма определения точки Н, расположенного на каждом указанном месте для сидения; она представлена координатой точки Н относительно оси Y. На отдельных сиденьях центральная плоскость сиденья совпадает с центральной плоскостью водителя или пассажира. На других сиденьях центральная плоскость водителя или пассажира определяется предприятием-изготовителем.
2.9 трехмерная система координат: Система, описание которой приведено в дополнении 2.
2.10 исходные точки отсчета: Физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове транспортного средства, указанные предприятием-изготовителем.
2.11 положение для измерения на транспортном средстве: Положение транспортного средства, определенное координатами исходных точек отсчета в трехмерной системе координат.
3 Предписания
3.1 Представление данных
Для каждого места для сидения, контрольные параметры которого будут использованы для проверки соответствия предписаниям настоящего стандарта, представляют все нижеперечисленные данные или соответствующую выборку из них в том виде, как это указано в дополнении 3:
3.1.1 Координаты точки R относительно трехмерной системы координат.
3.1.2 Конструктивный угол наклона туловища.
3.1.3 Все указания, необходимые для регулирования сиденья (если сиденье регулируемое) и установки его в положение для измерения, определенное в 4.3.
3.2 Соотношение полученных данных и данных из конструктивных спецификаций
3.2.1 Координаты точки Н и значение фактического угла наклона туловища, установленные в соответствии с процедурой, указанной в разделе 4, сравнивают соответственно с координатами точки R и значением конструктивного угла наклона туловища, указанными предприятием-изготовителем.
3.2.2 Относительное положение точки R и точки Н и соотношение между конструктивным углом наклона туловища и фактическим углом наклона туловища считают удовлетворительными для рассматриваемого места для сидения, если точка Н, определенная ее координатами, находится в пределах квадрата, горизонтальные и вертикальные стороны которого, равные 50 мм, имеют диагонали, пересекающиеся в точке R, и если фактический угол наклона туловища не отличается от конструктивного угла наклона туловища более чем на 5°.
3.2.3 В случае удовлетворения этих условий точку R и конструктивный угол наклона туловища используют для проверки соответствия предписаниям настоящего стандарта.
3.2.4 Если точка Н или фактический угол наклона туловища не соответствует предписаниям 3.2.2, то точку Н и фактический угол наклона туловища определяют еще два раза (всего три раза). Если результаты двух из этих трех измерений удовлетворяют требованиям, то применяют предписания 3.2.3.
3.2.5 Если результаты по меньшей мере двух из трех измерений, определенных в 3.2.4, не удовлетворяют предписаниям 3.2.2 или если проверка невозможна, поскольку предприятие - изготовитель транспортного средства не представило данных, касающихся положения точки R или конструктивного угла наклона туловища, можно использовать центроид трех полученных точек или средние значения трех измеренных углов, которые будут считаться приемлемыми во всех случаях, когда в настоящем стандарте упоминается точка R или конструктивный угол наклона туловища.
4 Порядок определения точки Н и фактического угла наклона туловища
4.1 Испытуемое транспортное средство должно быть выдержано при температуре 20°С 10°С по выбору предприятия-изготовителя для того, чтобы температура материала, из которого изготовлены сиденья, достигла комнатной. Если испытуемое сиденье никогда не использовали, то на него необходимо поместить дважды в течение 1 мин человека или устройство массой от 70 до 80 кг для того, чтобы размять подушку сиденья и спинку. По просьбе предприятия-изготовителя все комплекты сидений выдерживают в ненагруженном состоянии в течение по крайней мере 30 мин до установки на них объемного механизма определения точки Н.
4.2 Транспортное средство должно занять положение для измерения, определенное в 2.11.
4.3 Если сиденье регулируемое, то его устанавливают сначала в крайнее заднее - нормальное при управлении или использовании - положение, предусмотренное предприятием - изготовителем транспортного средства, применив лишь одну продольную регулировку сиденья, и без его перемещения, предусмотренного для целей, иных чем нормальное управление или использование. Если предусмотрены другие способы регулирования сиденья (вертикальное, угла наклона спинки и т.д.), его приводят в положение, определенное предприятием - изготовителем транспортного средства. Для откидных сидений жесткая фиксация сиденья в вертикальном положении должна соответствовать нормальному положению при управлении, указанному предприятием-изготовителем.
4.4 Поверхность места для сидения, с которой соприкасается объемный механизм определения точки Н, покрывают муслиновой хлопчатобумажной тканью достаточного размера и соответствующей текстуры, определяемой как гладкая хлопчатобумажная ткань плотностью 0,228 или как тканая или нетканая материя, имеющая аналогичные характеристики. Если испытание проводят на сиденье вне транспортного средства, то пол, на который устанавливают сиденье, должен иметь те же основные характеристики**, что и пол транспортного средства, в котором будет установлено такое сиденье.
4.5 Помещают основание и спинку объемного механизма определения точки Н таким образом, чтобы центральная плоскость водителя или пассажира C/LO совпадала с центральной плоскостью механизма определения точки Н. По просьбе предприятия-изготовителя объемный механизм определения точки Н может быть передвинут внутрь относительно C/LO, если он находится снаружи и кромка сиденья не позволяет провести его выравнивание.
4.6 Прикрепляют ступни и голени объемного механизм определения точки Н к основанию корпуса либо отдельно, либо посредством шарнирного соединения. Линия, проходящая через визирные метки определения точки Н на объемном механизме, должна быть параллельной основанию и перпендикулярной к продольной центральной плоскости сиденья.
4.7 Располагают ступни и ноги объемного механизма определения точки Н следующим образом:
4.7.1 Сиденье водителя и сиденье пассажира рядом с водителем
4.7.1.1 Ступни и ноги перемещают вперед таким образом, чтобы ступни заняли естественное положение, в случае необходимости, между рабочими педалями. Левую ступню, по возможности, устанавливают таким образом, чтобы она находилась приблизительно на таком же расстоянии с левой стороны от центральной плоскости объемного механизма определения точки Н, на котором находится правая ступня с правой стороны. С помощью спиртового уровня проверки поперечной ориентации объемного механизма определения точки Н последний приводят в горизонтальное положение регулированием, в случае необходимости, основания корпуса либо перемещением ступней и ног назад. Линия, проходящая через визирные метки точки Н на объемном механизме, должна быть перпендикулярна к продольной центральной плоскости сиденья.
4.7.1.2 Если левая нога не может быть установлена параллельно правой ноге, а левая ступня - на элементах конструкции, то левую ступню необходимо перемещать до тех пор, пока она не будет установлена. Визирные метки должны быть совмещены.
4.7.2 Заднее боковое сиденье
Что касается задних или дополнительных сидений, то ноги необходимо располагать так, как предписано предприятием-изготовителем. Если при этом ступни опираются на части пола, которые находятся на различных уровнях, то ступня, которая первая прикоснулась к переднему сиденью, служит в качестве исходной, а другая ступня должна быть установлена таким образом, чтобы обеспечить горизонтальное положение поперечной оси объемного механизма определения точки Н, проходящей через соединение обоих бедер манекена с туловищем, проверяемое с помощью спиртового уровня.
4.7.3 Другие сиденья
Следует придерживаться общего порядка, указанного в 4.7.1, за исключением порядка установки ступней, определяемого предприятием - изготовителем транспортного средства.
4.8 Размещают грузы на голенях и бедрах и устанавливают объемный механизм определения точки Н в горизонтальное положение.
4.9 Наклоняют спинку объемного механизма вперед до упора и отводят объемный механизм определения точки Н от спинки сиденья за Т-образный рычаг коленного шарнира. Вновь устанавливают механизм определения точки Н на прежнее место на сиденье одним из нижеследующих способов:
4.9.1 Если объемный механизм определения точки Н скользит назад, поступают следующим образом: дают объемному механизму определения точки Н возможность скользить назад до тех пор, пока не отпадет необходимость в удержании за Т-образный рычаг коленного шарнира направленной вперед горизонтальной силой, т.е. до тех пор, пока задняя часть механизма не соприкоснется со спинкой сиденья. В случае необходимости следует изменить положение голени и ступни.
4.9.2 Если объемный механизм определения точки Н не скользит назад, поступают следующим образом: отодвигают объемный механизм определения точки Н назад, прилагая усилие к Т-образному рычагу коленного шарнира до тех пор, пока основание механизма не войдет в соприкосновение со спинкой сиденья (см. рисунок 2 дополнения 1).
4.10 Прилагают нагрузку, равную (10010) Н, к спинке и основанию объемного механизма определения точки Н на пересечении кругового сектора бедра и кожуха коленного шарнира. Это усилие должно быть все время направлено вдоль линии, проходящей через вышеуказанное пересечение до точки, находящейся чуть выше кожуха кронштейна бедра (см. рисунок 2 дополнения 1). После этого осторожно возвращают назад спинку механизма до соприкосновения со спинкой сиденья. Последующую процедуру необходимо проводить с осторожностью, для того чтобы не допустить соскальзывания объемного механизма определения точки Н вперед.
4.11 Размещают грузы на правой и левой частях основания туловища и затем попеременно восемь грузов на кронштейне спинки. Обеспечивают горизонтальное положение объемного механизма определения точки Н.
4.12 Наклоняют спинку объемного механизма определения точки Н вперед, чтобы устранить давление на спинку сиденья. Проводят три полных цикла бокового качания объемного механизма определения точки Н по дуге в 10° (5° в каждую сторону от вертикальной центральной плоскости), для того чтобы выявить и устранить возможные точки трения между объемным механизмом определения точки Н и сиденьем.
При раскачивании коленный шарнир объемного механизма определения точки Н может отклоняться от установленного горизонтального и вертикального направления. Поэтому во время раскачивания объемного механизма шарнир должен удерживаться соответствующей поперечной силой. При удерживании шарнира и раскачивании объемного механизма определения точки Н необходимо соблюдать осторожность, чтобы не допустить появления непредусмотренных внешних вертикальных или продольных нагрузок.
При этом не следует удерживать ступни объемного механизма определения точки Н или ограничивать их перемещение. Если ступни изменят свое положение, они должны оставаться на некоторое время в новом положении.
Осторожно возвращают назад спинку объемного механизма определения точки Н до соприкосновения со спинкой сиденья и выводят оба спиртовых уровня в нулевое положение. В случае перемещения ступней во время раскачивания объемного механизма определения точки Н их вновь устанавливают следующим образом:
- попеременно приподнимают ступни с пола на минимальную высоту, необходимую для того, чтобы предотвратить их дополнительное перемещение. При этом удерживают ступни таким образом, чтобы они могли вращаться; применение каких-либо продольных или поперечных сил исключается. Когда каждая ступня опять установлена в свое нижнее положение, пятка должна войти в соприкосновение с соответствующим элементом конструкции;
- выводят поперечный спиртовой уровень в нулевое положение; в случае необходимости к верхней части спинки объемного механизма прилагают поперечную нагрузку, достаточную для установки в горизонтальное положение спинки объемного механизма определения точки Н на сиденье,
4.13 Придерживают коленный шарнир для того, чтобы не допустить соскальзывания объемного механизма определения точки Н вперед на подушку сиденья, и затем:
a) возвращают назад спинку объемного механизма до соприкосновения со спинкой сиденья;
b) попеременно прилагают и убирают горизонтальную нагрузку, воздействующую в заднем направлении и не превышающую 25 Н, к штанге угла наклона спинки на высоте приблизительно центра крепления грузов к спине, пока круговой сектор бедра не покажет, что после устранения воздействия нагрузки достигнуто устойчивое положение. Обеспечивают, чтобы на объемный механизм определения точки Н не воздействовали какие-либо внешние силы, направленные вниз или вбок. В случае необходимости повторной ориентации объемного механизма определения точки Н в горизонтальном направлении наклоняют спинку механизма вперед, вновь проверяют его горизонтальное положение и повторяют процедуру, указанную в 4.12.
4.14 Проводят все измерения:
4.14.1 Координаты точки Н измеряют относительно трехмерной системы координат.
4.14.2 Фактический угол наклона туловища определяют по круговому сектору наклона спинки объемного механизма определения точки Н, причем штырь должен находиться в крайнем заднем положении.
4.15 В случае повторной установки объемного механизма определения точки Н сиденье должно быть свободным от любых нагрузок в течение минимум 30 мин до начала установки. Объемный механизм определения точки Н не следует оставлять на сиденье сверх того времени, которое необходимо для проведения данного испытания.
4.16 Если сиденья, находящиеся в одном и том же ряду, можно рассматривать как одинаковые (многоместное сиденье, идентичные сиденья и т.п.), то следует определять только одну точку Н и один фактический угол наклона спинки сиденья для каждого ряда, устанавливая объемный механизм определения точки Н, описание которого приведено в дополнении 1, в месте, которое можно рассматривать как типичное для данного ряда сидений.
Этим местом является:
4.16.1 В переднем ряду - место водителя.
4.16.2 В заднем ряду или рядах - одно из боковых мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.