Заключение Счетной палаты РФ от 17 ноября 2016 г. N ЗСП-214/03-02
на проект федерального закона N 1148107-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1148107-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части введения прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ) (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 20 октября 2016 г. N 5).
Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы А.Н. Диденко, Я.Е. Ниловым и другими, предполагает установление прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц в следующих пределах:
до 180 тысяч рублей годового дохода - ставка 0%;
от 180 тысяч до 2 млн. 400 тысяч - 13% с суммы, превышающей 180 тысяч рублей;
от 2 млн. 400 тысяч до 100 млн. рублей - 288,6 тыс. рублей + 30% с суммы, превышающей 2 млн. 400 тыс. рублей;
от 100 млн. рублей и выше - 29 млн. 568,6 тыс. рублей + 70% с суммы, превышающей 100 млн. рублей.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, при этом за указанный период шкала налоговых ставок пересматривалась девять раз и в разные годы существовало от трех до шести диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 60%.
Несмотря на многочисленные модификации шкалы налоговых ставок, к концу 90-х годов стала очевидна неэффективность действовавшего порядка подоходного налогообложения физических лиц, в первую очередь из-за стремления работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также по причине сложности администрирования налогообложения доходов граждан, работающих по совместительству, поскольку применение прогрессивной шкалы налогообложения требует декларирования доходов всеми, кто имеет более одного источника доходов, что, безусловно, увеличивает нагрузку на налогоплательщиков и налоговые органы.
Указанные факторы в значительной степени обусловили отказ с 1 января 2001 года от прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, что способствовало легализации оплаты труда работников и привело к увеличению поступления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
Введение прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц может привести к увеличению теневой занятости и снижению поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, поскольку усложняется механизм декларирования и уплаты налога на доходы физических лиц.
При этом следует отметить, что применение единой налоговой ставки с большей величины дохода в абсолютном значении обеспечивает большее поступление налога, кроме того, учет разной величины доходов физических лиц достигается применением повышенной ставки налога на доходы физических лиц (35%) к доходам, не связанным с выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), а также применением "плоской" шкалы налогообложения (13%) одновременно с такими налоговыми инструментами, как стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты, что позволяет дифференцировать налогообложение доходов физических лиц.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, предлагаемый законопроектом возврат к прогрессивной шкале налогообложения может потребовать увеличения штатной численности налоговых органов, что, в свою очередь, повлечет дополнительные затраты из федерального бюджета.
Также отмечаем, что в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года Президент Российской Федерации выразил мнение о необходимости стабильного налогового законодательства и предложил "на ближайшие четыре года "зафиксировать" действующие налоговые условия".
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.