Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 41.96-2011 (Правила ЕЭК ООН N 96)
"Единообразные предписания, касающиеся двигателей с воспламенением от сжатия, предназначенных для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной технике, в отношении выброса вредных веществ этими двигателями"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 998-ст)
Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery in regard to the emission of pollutants by the engines
Дата введения - 1 января 2013 г.
Взамен ГОСТ Р 41.96-2005
(Правила ЕЭК ООН N 96)
Курсив в тексте не приводится
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 Подготовлен ОАО "Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт двигателей" (ОАО "НИКТИД") и Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 284 "Тракторы и машины сельскохозяйственные"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 998-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к Правилам ЕЭК ООН N 96 (включая поправки серии 02) "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных, лесных тракторах и внедорожной технике в отношении выбросов загрязняющих веществ этими двигателями ("Uniform provisions concerning the approval of compression ignition engines to be installed in agricultural and forestry tractors and in non-road mobile machinery in regard to the emission of pollutants by the engines"). При этом дополнительные слова (фразы, раздел 1а и приложение Ж), включенные в текст стандарта для учета особенностей национальной стандартизации, выделены курсивом
5 Взамен ГОСТ Р 41.96-2005 (Правила ЕЭК ООН N 96)
1 Область применения
Настоящий стандарт применяется в отношении выбросов вредных газообразных веществ и дисперсных частиц двигателей с воспламенением от сжатия, используемых:
1.1 на транспортных средствах категории Т* с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт;
1.2 в технике, предназначенной и пригодной для передвижения или перемещения по грунту (дороге или бездорожью), с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт, эксплуатируемой в разных скоростных режимах, включая следующие механизмы, но не ограничиваясь ими:
1.2.1 промышленные буровые установки, компрессоры;
1.2.2 строительную технику, в том числе погрузчики на колесном ходу, бульдозеры, тракторы и погрузчики на гусеничном ходу, автопогрузчики, грузовые автомобили повышенной проходимости, гидравлические экскаваторы;
1.2.3 машины и оборудование для лесосечных работ и лесозаготовок;
1.2.4 самоходные сельскохозяйственные машины;
1.2.5 погрузочно-разгрузочные средства;
1.2.6 дорожно-ремонтную технику (автогрейдеры, дорожные катки, асфальтоукладчики);
1.2.7 снегоочистительную технику;
1.2.8 технические средства наземного обслуживания в аэропортах;
1.2.9 пневматические подъемники;
1.2.10 автокраны;
1.3 в технике, предназначенной и пригодной для передвижения или перемещения по земле (дороге или бездорожью), с установленной полезной мощностью более 18 кВт, но не более 560 кВт, эксплуатируемой при постоянном числе оборотов двигателя, включая следующие механизмы, но не ограничиваясь ими:
1.3.1 газовые компрессоры;
1.3.2 ирригационные насосы;
1.3.3 генераторные агрегаты с переменной нагрузкой;
1.3.4 газонокосилки, отбойные молотки, снегоочистительное оборудование, подметальные машины.
1а Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся:
I Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV Измерения мощности двигателей
ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002 Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
2 Термины, определения, обозначения и сокращения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 испытания двигателя (test of an engine): Испытания типа или серии двигателей в отношении уровня выброса ими газообразных вредных веществ и дисперсных частиц.
2.2 двигатель с воспламенением от сжатия (compression ignition engine): Двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия (например, дизель).
2.3 тип(ы) двигателей (engine type): Категория двигателей, не отличающихся по существенным характеристикам, указанным в разделах 1 - 4 приложения А к настоящему стандарту.
2.4 семейство двигателей (engine family): Объединенные предприятием-изготовителем в одну группу двигатели, которые предположительно вследствие своей конструкции имеют аналогичные характеристики выбросов вредных веществ с отработанными газами или соответствуют требованиям раздела 7 настоящего стандарта.
2.5 исходный двигатель (parent engine): Двигатель, отобранный из серии двигателей таким образом, чтобы он соответствовал требованиям, указанным в приложении Б к настоящему стандарту.
2.6 вредные газообразные вещества (gaseous pollutants): Вещества, выбрасываемые с отработанными газами в виде оксида углерода, углеводородов (выраженных в эквиваленте ) и оксидов азота (выраженных в эквиваленте диоксида азота ).
2.7 дисперсные частицы (disperse particulate): Компоненты отработанных газов, собранные конкретной фильтрующей средой после их разбавления чистым отфильтрованным воздухом таким образом, чтобы температура смеси не превышала 325 К (52°С).
2.8 полезная мощность (net power): Мощность, полученная на испытательном стенде на хвостовике коленчатого вала или эквивалентной ему детали и определяемая в соответствии с методом измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия по ГОСТ Р 41.24-2003 на транспортных средствах категории Т и самоходных сельскохозяйственных машинах - по ГОСТ 18509, с учетом условий испытания и эталонного топлива, указанных в настоящем стандарте.
2.9 номинальная частота вращения (rated speed): Максимальная частота вращения коленчатого вала двигателя с полной нагрузкой, допускаемая регулятором и указанная предприятием-изготовителем.
2.10 частичная нагрузка (partial load): Часть максимального крутящего момента, достигаемого при определенной частоте вращения двигателя.
2.11 максимальный крутящий момент (maximum torque): Наибольшее значение крутящего момента, указанное предприятием-изготовителем, достигаемое двигателем при работе и определяемое по внешней скоростной характеристике.
2.12 промежуточная частота вращения (intermediate speed): Частота вращения коленчатого вала двигателя, соответствующая одному из следующих требований:
- для двигателей, предназначенных для работы в пределах изменения частоты вращения по кривой изменения крутящего момента с полной нагрузкой, промежуточной частотой вращения является указанный максимальный крутящий момент, если он достигается в пределах 60 - 75% номинальной частоты вращения;
- если указанный максимальный крутящий момент достигается при значении менее 60% номинальной частоты вращения, то промежуточная частота вращения составляет 60% номинальной;
- если указанный максимальный крутящий момент достигается при значении более 75% номинальной частоты вращения, то промежуточная частота вращения составляет 75% номинальной.
2.13 период устойчивости характеристик выбросов: Число часов, указанных в дополнении 5 к приложению Д, используемых для определения коэффициентов ухудшения.
2.14 коммерциализация: Предоставление изделия, охватываемого настоящим стандартом, на рынке страны за соответствующую плату или бесплатно с целью его распространения и/или использования.
2.15 В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения.
2.15.1 Обозначения и единицы измерения показателей, определяемых при испытаниях (см. таблицу 1).
Таблица 1
Обозначение |
Наименование показателя |
||
показателя |
единицы измерения |
||
Площадь поперечного сечения изокинетического пробоотборника |
|||
Площадь поперечного сечения выпускной трубы |
|||
aver |
|
Средневзвешенные величины: |
|
|
расход потока; |
||
|
кг/ч |
масса потока; |
|
|
удельный выброс |
||
- |
Углеродный коэффициент топлива |
||
- |
Углерод , эквивалентный углеводороду |
||
или объемная доля, % |
Концентрация (с индексом компонента) |
||
или объемная доля, % |
Фоновая скорректированная концентрация |
||
или объемная доля, % |
Концентрация разбавляющего воздуха |
||
DF |
- |
Коэффициент разбавления |
|
- |
Лабораторный атмосферный коэффициент |
||
- |
Удельный коэффициент топлива, используемый для расчета влажного состояния по сухому состоянию |
||
кг/ч |
Массовый расход воздуха на впуске во влажном состоянии |
||
кг/ч |
Массовый расход воздуха на впуске в сухом состоянии |
||
кг/ч |
Расход разбавляющего воздуха во влажном состоянии |
||
кг/ч |
Эквивалентный массовый расход разбавленных отработанных газов во влажном состоянии |
||
кг/ч |
Массовый расход отработанных газов во влажном состоянии |
||
кг/ч |
Массовый расход топлива |
||
кг/ч |
Массовый расход разбавленных отработанных газов во влажном состоянии |
||
г/кг |
Исходная абсолютная влажность 10,71 г/кг для расчета и поправочных коэффициентов на конкретную влажность |
||
г/кг |
Абсолютная влажность воздуха на выпуске |
||
г/кг |
Абсолютная влажность разбавляющего воздуха |
||
- |
Нижний индекс, обозначающий i-й режим |
||
- |
Поправочный коэффициент на влажность для |
||
- |
Поправочный коэффициент на влажность для дисперсных частиц |
||
- |
Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для воздуха на впуске |
||
- |
Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для разбавляющего воздуха |
||
- |
Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для разбавленных отработанных газов |
||
- |
Поправочный коэффициент при переходе из сухого состояния во влажное для первичных отработанных газов |
||
L |
% |
Крутящий момент в процентах от максимального |
|
mass |
г/ч |
Массовый расход (интенсивность потока); указанное обозначение используется в качестве нижнего индекса |
|
кг |
Масса пробы разбавляющего воздуха, прошедшей через фильтры для отбора проб дисперсных частиц |
||
кг |
Масса пробы разбавленных отработанных газов, прошедшей через фильтры для отбора проб дисперсных частиц |
||
мг |
Отобранная масса пробы дисперсных частиц в разбавляющем воздухе |
||
мг |
Отобранная масса пробы дисперсных частиц |
||
кПа |
Давление насыщенного пара при испытаниях (ИСО 3046-1 [1]: ) |
||
кПа |
Полное барометрическое давление (ИСО 3046-1 [1]): - при местных окружающих условиях; - при испытаниях |
||
кПа |
Давление насыщения пара разбавляющего воздуха |
||
кПа |
Сухое атмосферное давление |
||
P |
кВт |
Мощность без поправки на торможение |
|
кВт |
Общая мощность, поглощаемая вспомогательным оборудованием, установленным для проведения испытания (не требуется в соответствии с 2.8) |
||
кВт |
Максимальная мощность (приложение А) |
||
кВт |
Мощность, измеренная в различных режимах испытания |
||
q |
- |
Коэффициент разбавления |
|
r |
- |
Отношение площадей поперечного сечения изокинетического пробоотборника и выпускной трубы |
|
% |
Относительная влажность воздуха на впуске |
||
% |
Относительная влажность разбавляющего воздуха |
||
- |
Коэффициент чувствительности FID |
||
S |
кВт |
Мощность, определяемая на динамометрическом стенде |
|
К |
Абсолютная температура воздуха на впуске |
||
К |
Абсолютная точка росы |
||
К |
Температура воздуха промежуточного охлаждения |
||
К |
Исходная температура воздуха, поступающего в зону горения, 298 К (25°С) |
||
К |
Исходная температура воздуха промежуточного охлаждения |
||
Объемный расход воздуха на впуске в сухом состоянии |
|||
Объемный расход воздуха на впуске во влажном состоянии |
|||
Объем пробы разбавляющего воздуха, прошедшей через фильтры отбора проб дисперсных частиц |
|||
Объемный расход разбавляющего воздуха во влажном состоянии |
|||
Объемный эквивалентный расход разбавленного отработанного газа во влажном состоянии |
|||
Объемный расход отработанных газов в сухом состоянии |
|||
Объемный расход отработанных газов во влажном состоянии |
|||
Объем пробы, прошедшей через фильтры отбора проб дисперсных частиц |
|||
Объемный расход разбавленных отработанных газов во влажном состоянии |
|||
WF |
- |
Теоретический коэффициент весомости режима |
|
- |
Фактический коэффициент весомости режима |
2.15.2 Обозначение химических компонентов
С - углерод;
СО - оксид углерода;
- диоксид углерода;
СН - углеводороды;
- оксиды азота;
NO - оксид азота;
- диоксид азота;
- кислород;
- этан;
РМ - дисперсные частицы;
DOP - диоктилфталат;
- метан;
- пропан;
- вода;
PTFE - политетрафторэтилен.
2.15.3 Сокращения
FID - пламенно-ионизационный детектор;
HFID - нагреваемый пламенно-ионизационный детектор;
NDIR - недисперсионный инфракрасный анализатор;
CLD - хемилюминесцентный детектор;
HCLD - нагреваемый хемилюминесцентный детектор;
PDP - насос с объемным регулированием;
CFV - трубка Вентури с критическим расходом.
3 Заявка на оценку соответствия
3.1 Заявка на оценку соответствия двигателя как отдельного технического агрегата
3.1.1 Оценка соответствия двигателя или семейства двигателей в отношении уровня выбросов вредных газообразных веществ и дисперсных частиц осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме сертификации.
Цель оценки - подтверждение того, что предоставленные заявителем образцы двигателей относятся к заявленному для проведения оценки соответствия типу или семейству двигателей и отвечают требованиям, установленным 5.2 настоящего стандарта, и при их изготовлении имеются необходимые условия, обеспечивающие соответствие выпускаемых двигателей указанным требованиям.
3.1.2 Оценку соответствия в форме сертификации осуществляет орган, аккредитованный в установленном в Российской Федерации порядке для проведения работ по сертификации двигателей.
3.1.3 Предприятие-изготовитель двигателя (или его уполномоченный представитель) подает заявку на проведение сертификации, в которой указываются наименование заявителя, его реквизиты, тип двигателя или семейства заявленных на сертификацию двигателей, и прилагает необходимые для ее проведения документы.
3.1.4 Орган по сертификации в течение 15 дней рассматривает предоставленные документы, принимает решение и заключает с заявителем договор на выполнение работ по оценке соответствия.
3.2 Заявка на испытания двигателя
3.2.1 В аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории проводятся идентификация представленных образцов двигателей, их сертификационные испытания и оформляются протоколы испытаний.
3.2.2 Заявку на испытания двигателя или серии двигателей в отношении уровня выброса вредных газообразных веществ и дисперсных частиц подает предприятие-изготовитель или уполномоченный им представитель.
3.2.3 К заявке в трех экземплярах прилагается описание типа двигателя, включая характеристики, перечисленные в приложении А, и в случае необходимости - характеристики серии двигателей, указанные в приложении Б.
3.2.4 Испытательной лаборатории, уполномоченной проводить предусмотренные в разделе 5 испытания, должен быть предоставлен двигатель, соответствующий характеристикам типа, определенным в приложении А. Если будет установлено, что такой двигатель не отражает полностью серию двигателей, указанную в приложении Б, то для испытания предоставляют другой и при необходимости дополнительный двигатель.
4 Соответствие требованиям настоящего стандарта
4.1 Решение о соответствии двигателя или семейства двигателей требованиям настоящего стандарта принимает орган, проводящий сертификацию, по результатам испытаний, проведенных согласно 3.2, и оценки состояния производства согласно разделу 7. При положительном решении орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия.
4.1 Если двигатель, предоставленный на испытания в соответствии с 3.2, удовлетворяет требованиям 5.2, а предприятие-изготовитель при оценке состояния производства - требованиям раздела 7, то данный тип двигателя или серию двигателей считают соответствующими требованиям настоящего стандарта.
4.3 На каждом двигателе, соответствующем типу или серии двигателей, испытанному на основании настоящего стандарта, заявителем, получившим сертификат соответствия согласно 4.1, должна быть проставлена маркировка дополнительного обозначения в виде букв от D до К, указывающих уровень выбросов (5.2.1).
4.4 На каждом двигателе, испытанном на основании настоящего стандарта, как на техническом агрегате, должны быть проставлены:
- товарный знак или торговое наименование предприятия-изготовителя;
- код двигателя.
4.5 Эти знаки должны быть четкими и нестираемыми.
5 Технические требования и методы испытаний
5.1 Общие положения
Компоненты, способные влиять на выбросы вредных газообразных веществ и дисперсных частиц, должны быть спроектированы, сконструированы и установлены таким образом, чтобы в условиях нормальной эксплуатации двигатель, несмотря на вибрацию, которой он может подвергаться, соответствовал требованиям настоящего стандарта.
5.1.1 Технические меры, предпринимаемые предприятием-изготовителем, должны обеспечивать эффективное ограничение указанных выбросов в соответствии с настоящим стандартом в течение всего срока эксплуатации двигателя.
5.1.2 При использовании каталитического преобразователя и/или фильтра для дисперсных частиц испытания на прочность, проводимые предприятием-изготовителем согласно существующей технической практике, с помощью протоколов должны подтвердить, что устройства дополнительной очистки будут надежно функционировать в течение всего срока эксплуатации двигателя. Потребителю необходимо предоставить соответствующую гарантию.
5.1.3 Допускается систематическая замена этих устройств после определенного периода эксплуатации двигателя. Любые регулировки, ремонт, демонтаж, чистки, замены элементов или систем, периодически осуществляемые для предотвращения сбоев в работе двигателя, следует проводить только в случае, если это необходимо с технической точки зрения для обеспечения четкого функционирования системы контроля за выбросами. В руководстве по эксплуатации должен быть указан график выполнения операций по техническому обслуживанию с изложением соответствующих гарантийных предписаний.
5.1.4 Выдержки из руководства по эксплуатации, касающиеся устройств(а) дополнительной очистки, должны быть приведены в информационном документе, указанном в приложении В.
5.2 Требования к выбросам вредных газообразных веществ и дисперсных частиц
Для измерения выделяемых испытуемым двигателем вредных газообразных веществ и дисперсных частиц применяют методы, описанные в дополнении 4 к приложению Д.
Допускается использование других систем или газоанализаторов, если они дают результаты, эквивалентные получаемым с применением исходных систем для выбросов:
- вредных газообразных веществ, измеряемых в неразбавленных отработанных газах (см. рисунок Д.2);
- вредных газообразных веществ, измеряемых в разбавленных отработанных газах системы разбавления полного потока (см. рисунок Д.3);
- дисперсных частиц - система разбавления полного потока, имеющая отдельный фильтр для каждого режима (см. рисунок Д.13).
Эквивалентность определяют на основе корреляционного исследования рассматриваемой системы и одной или более указанных систем с семью (или более) испытательными циклами.
Критерий эквивалентности устанавливают в качестве согласованной величины 5% средневзвешенных величин по циклам выбросов согласно Д.3.6.1.
Для введения новой системы в Правила эквивалентность определяют на основе расчетов повторяемости и воспроизводимости результатов в соответствии с ГОСТ Р ИСО 5725-1.
5.2.1 Значения выбросов вредных веществ не должны превышать значений, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Диапазон мощности |
Полезная мощность Р, кВт |
Оксид углерода СО |
Углеводороды CH |
Оксиды азота |
Дисперсные частицы РМ |
Е |
3,5 |
1,0 |
6,0 |
0,2 |
|
F |
5,0 |
0,3 |
|||
G |
1,3 |
7,0 |
0,4 |
||
D |
5,5 |
1,5 |
8,0 |
0,8 |
Окончание таблицы 2
Диапазон мощности |
Полезная мощность Р, кВт |
Оксид углерода СО |
Сумма углеводородов и оксидов азота |
Дисперсные частицы РМ |
Н |
3,5 |
4,0 |
0,2 |
|
I |
5,0 |
0,3 |
||
J |
4,7 |
0,4 |
||
K |
5,5 |
7,5 |
0,6 |
Предельные величины для диапазонов мощности Н-K включают коэффициенты ухудшения, рассчитываемые в соответствии с дополнением 5 к приложению Д.
Для серийно выпускаемых двигателей, поставленных на производство до введения в действие настоящего стандарта, начиная с 1 марта 2013 года, а для всех проектируемых и модернизируемых - начиная с даты введения в действие настоящего стандарта - сертификация двигателей с диапазонами мощностей D, E, F и G на соответствие требованиям настоящего стандарта не проводится.
Начиная с 1 января 2014 года не подлежат коммерциализации двигатели с диапазонами мощностей D, Е, F и G, а с диапазонами Н, I, J и K это возможно только при наличии официально выданных сертификатов, подтверждающих их соответствие требованиям настоящего стандарта.
5.2.2 Если одна серия двигателей охватывает несколько диапазонов мощности, как определено в соответствии с приложением Б, то значения выбросов исходного двигателя и двигателей всех типов, относящихся к данной серии, должны отвечать более жестким требованиям применительно к более высокому диапазону мощности.
6 Установка двигателей на транспортных средствах, машинах и оборудовании
Установку двигателя проводят в соответствии с его характеристиками, при этом разрежение на впуске и противодавление отработанных газов не должны превышать значений, указанных в приложении А.
7 Проверка соответствия производства
7.1 При проверке соответствия производства оценивается наличие необходимых условий, обеспечивающих соответствие выпускаемых двигателей требованиям, установленным при проведении сертификационных испытаний.
7.2 Проверка соответствия производства выполняется представителями органа по сертификации с участием представителей испытательной лаборатории, проводившей сертификационные испытания двигателей.
7.3 Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, может в любое время проверить соответствие методов контроля, применяемых к каждой единице продукции.
7.3.1 Во время каждой проверки проводящим ее представителям должны быть предоставлены протоколы испытаний и документация технического контроля.
7.3.2 Если уровень качества двигателя неудовлетворителен или требуется проверить надежность данных, предоставляемых в соответствии с 5.2, то применяют следующую процедуру:
7.3.2.1 Двигатель серийного производства подвергают испытанию, указанному в приложении Д. Значения выбросов оксида углерода, углеводородов, оксидов азота и дисперсных частиц, полученные в результате испытаний, не должны превышать значений, указанных в 5.2.1.
7.3.2.2 Если выбранный из данной серии двигатель не удовлетворяет требованиям 7.3.2.1, то предприятие-изготовитель может потребовать проведения измерений на серии, состоящей из n двигателей, имеющих те же спецификации, и включающей первоначально выбранный. Число n устанавливает предприятие-изготовитель по согласованию с испытательной лабораторией. Все двигатели, за исключением первоначально выбранного, должны быть подвергнуты испытанию. Затем для каждого загрязняющего вещества определяют среднеарифметическое значение х результатов, полученных на выборке. Двигатели серийного производства считают соответствующими требованиям настоящего стандарта, если соблюдено условие
,
где (x - один из результатов по выборке n);
- предельное значение, указанное в 5.2.1, для каждого загрязняющего вещества;
- статистический коэффициент, выбираемый в зависимости от n и указанный в таблице 3.
Таблица 3
n |
k |
n |
k |
n |
k |
n |
k |
n |
k |
2 |
0,973 |
6 |
0,376 |
10 |
0,279 |
14 |
0,233 |
18 |
0,203 |
3 |
0,613 |
7 |
0,342 |
11 |
0,265 |
15 |
0,224 |
19 |
0,198 |
4 |
0,489 |
8 |
0,317 |
12 |
0,253 |
16 |
0,216 |
|
|
5 |
0,421 |
9 |
0,296 |
13 |
0,242 |
17 |
0,210 |
|
|
Если , то .
7.3.3 Лаборатория проводит испытания двигателей, частично или полностью обкатанных в соответствии с технической документацией предприятия-изготовителя.
7.3.4 Для обеспечения стабильности производства сертифицированных двигателей инспекционный контроль проводится, как правило, один раз в год и включает проверку соответствия производства и испытания двигателя в аккредитованной испытательной лаборатории.
8 Санкции за несоответствие производства
Сертификат соответствия, выданный для типа или семейства двигателей на основании настоящего стандарта, может быть отменен органом по сертификации, если не соблюдаются предписания, изложенные в 7.3, или отобранный двигатель (или двигатели) не выдержал испытаний, указанных в 7.3.2.1.
9 Модификация официально утвержденного типа
9.1 Любая модификация официально утвержденного типа или семейства двигателей доводится предприятием-изготовителем до сведения органа, выдавшего сертификат.
Этот орган может либо:
9.1.1 прийти к заключению, что внесенные изменения не будут иметь значительных отрицательных последствий и в любом случае данная модификация типа по-прежнему удовлетворяет сертификату;
9.1.2 потребовать предоставления нового протокола лаборатории, уполномоченной проводить испытания, и по итогам его рассмотрения принять решение о продолжении действия выданного сертификата.
10 Окончательное прекращение производства
Если предприятие-изготовитель, получившее сертификат соответствия, полностью прекращает производство какого-либо типа или семейства двигателей, то оно должно проинформировать об этом орган, выдавший данный сертификат. При получении соответствующего сообщения действие сертификата соответствия прекращается.
11 Переходные положения
11.1 Начиная с официальной даты вступления настоящего стандарта в действие, все выпускаемые и готовящиеся к выпуску двигатели должны отвечать его предписаниям.
11.2 В отступление от положений, закрепленных в 11.1, разрешается коммерциализация двигателей, официально утвержденных на основании предыдущего технического стандарта при условии, что они предназначены в качестве сменных для установки на транспортных средствах, находящихся в эксплуатации, и что не имеется технической возможности обеспечить соответствие указанных двигателей требованиям настоящего стандарта.
_____________________________________
* Определение категорий - в соответствии с ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения".
__________________________________
*(1) Ненужное зачеркнуть.
*(2) Указать допустимое отклонение.
*(3) Указать, если значение превышает предусмотренное в таблице Е.1 с учетом относящейся к ней сноски 10.
*(4) Общее значение мощности, измеренной в соответствии с 2.8.
_____________________________
* Ненужное зачеркнуть.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 41.96-2011 (Правила ЕЭК ООН N 96) "Единообразные предписания, касающиеся двигателей с воспламенением от сжатия, предназначенных для установки на сельскохозяйственных и лесных тракторах и внедорожной технике, в отношении выброса вредных веществ этими двигателями" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 998-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2013 г.
Дата введения - 1 января 2013 г.