Стандарт внешнего государственного аудита (контроля)
СГА 308 "Аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета"
(утв. постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 23 декабря 2016 г. N 10ПК)
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля) СГА 308 "Аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета" (далее - Стандарт) разработан в целях реализации функции Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата), предусмотренной пунктом 15 части 1 статьи 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации").
1.2. Стандарт подготовлен с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) и Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", Регламента Счетной палаты Российской Федерации, стандартов Счетной палаты и международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов аудита.
1.3. Целью Стандарта является определение общих требований, характеристик, правил и процедур осуществления Счетной палатой аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета.
1.4. Задачами Стандарта являются:
определение содержания аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
установление особенностей, касающихся вопросов и процедур проведения аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета.
1.5. Стандарт предназначен для применения при осуществлении контрольной и экспертно-аналитической деятельности в области аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета.
1.6. Проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по аудиту (контролю) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, осуществляется в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля и последующего аудита (контроля).
1.7. При осуществлении аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, применяются следующие методы контрольной и экспертно-аналитической деятельности: проверка, анализ, обследование и мониторинг.
1.8. При проведении аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, применяются стандарты внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" и СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий".
В случае проверки вопросов, связанных с состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, в ходе предварительного аудита, оперативного анализа и контроля, последующего аудита (контроля) помимо положений Стандарта применяются стандарты внешнего государственного аудита (контроля) СГА 201 "Предварительный аудит формирования федерального бюджета", СГА 202 "Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета", СГА 203 "Последующий контроль за исполнением федерального бюджета".
2. Содержание аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета
2.1. Государственный аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации
2.1.1. Предмет, задачи и объекты государственного аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации
2.1.1.1. Счетная палата в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" осуществляет внешний государственный аудит (контроль):
объемов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, государственных внутренних и внешних заимствований;
погашения государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и расходов на его обслуживание;
эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка использования государственных займов и кредитов от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления и реализации государственных гарантий Российской Федерации.
Предметом государственного аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (далее в разделе 2.1 Стандарта - аудит государственного долга Российской Федерации) являются процессы:
формирования и использования средств федерального бюджета, получаемых в результате осуществления государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации;
предоставления и реализации государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
формирования и исполнения государственных долговых обязательств Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
Предметом аудита государственного долга Российской Федерации является также деятельность объектов аудита (контроля) по:
осуществлению государственных заимствований Российской Федерации и использованию средств, полученных в результате заимствований;
предоставлению и получению государственных гарантий Российской Федерации;
исполнению долговых обязательств Российской Федерации;
осуществлению иных операций, связанных с управлением государственным долгом Российской Федерации.
2.1.1.2. Задачами аудита государственного долга Российской Федерации являются:
1) оценка законодательной, нормативной и методической базы по вопросам государственного долга Российской Федерации;
2) оценка правомерности, целесообразности и обоснованности параметров осуществления государственных заимствований Российской Федерации;
3) определение законности, целевого использования и эффективности использования средств федерального бюджета, полученных в результате государственных заимствований Российской Федерации;
4) оценка законности предоставления государственных гарантий Российской Федерации;
5) определение законности, целевого использования и эффективности использования средств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации;
6) оценка результатов управления государственным долгом Российской Федерации;
7) оценка правильности ведения, полноты учета и достоверности бюджетной отчетности:
об объеме и структуре государственного долга Российской Федерации;
об источниках финансирования дефицита федерального бюджета в части привлечения средств в результате осуществления государственных заимствований Российской Федерации и бюджетных ассигнований федерального бюджета на погашение государственного долга Российской Федерации и исполнение государственных гарантий Российской Федерации;
о расходах федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации и исполнение государственных гарантий Российской Федерации.
2.1.1.3. Объекты аудита государственного долга Российской Федерации определяются в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".
2.1.1.4. Аудит государственного долга Российской Федерации включает:
аудит государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации;
аудит государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
аудит объемов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
аудит управления государственным долгом Российской Федерации.
2.1.2. Аудит государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации
2.1.2.1. При проведении предварительного аудита государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации устанавливается соответствие законодательству Российской Федерации и обоснованность предусматриваемых проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
проектов программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации;
объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и на погашение Российской Федерацией полученных в иностранной валюте кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц (далее - кредиты, полученные Российской Федерацией в иностранной валюте);
величин источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и кредитов, полученных Российской Федерацией в иностранной валюте;
объемов расходов федерального бюджета на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.
Обоснованность планируемых объемов и структуры привлечения средств в федеральный бюджет в результате осуществления государственных заимствований Российской Федерации определяется с учетом:
прогнозируемой величины дефицита федерального бюджета;
планируемых величин источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета помимо государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации;
условий соглашений о займах, заключенных Российской Федерацией с международными финансовыми организациям.
Обоснованность планируемых объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на погашение государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, расходов федерального бюджета на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации определяется с учетом:
параметров погашения и обслуживания размещенных государственных ценных бумаг Российской Федерации, предусмотренных условиями выпуска указанных ценных бумаг, и графиков платежей по заключенным Российской Федерацией и бывшим СССР соглашениям о займах, кредитным соглашениям и межправительственным соглашениям;
предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год условий погашения и обслуживания заимствований, которые предполагается осуществить в текущем финансовом году;
планируемых условий погашения и обслуживания заимствований, которые предполагается осуществить в очередном финансовом году и плановом периоде.
2.1.2.2. При проведении оперативного анализа и контроля государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации определяются за истекший период текущего финансового года и сопоставляются с плановыми показателями:
фактические объемы и структура привлечения средств в федеральный бюджет в результате осуществления государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации;
фактические объемы и структура бюджетных ассигнований федерального бюджета на погашение государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
фактические объемы и структура источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и кредитов, полученных Российской Федерацией в иностранной валюте;
фактические объемы и структура расходов федерального бюджета на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.
В ходе оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета выявляются и анализируются факторы, влияющие на формирование в текущем году объемов и структуры государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, бюджетных ассигнований федерального бюджета на погашение государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, расходов федерального бюджета на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, в том числе факторы, которые в ходе исполнения федерального бюджета могут привести к необходимости корректировки программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, плановых показателей бюджетных ассигнований федерального бюджета на погашение государственного долга Российской Федерации, источников финансирования дефицита федерального бюджета и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.
2.1.2.3. При проведении последующего аудита государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, в том числе по итогам исполнения федерального бюджета, устанавливаются и оцениваются:
фактические объемы и структура осуществленных за отчетный финансовый год государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, бюджетных ассигнований федерального бюджета на погашение государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в части государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, кредитов, полученных Российской Федерацией в иностранной валюте, расходов федерального бюджета на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
соответствие фактических величин указанных показателей плановым показателям, установленным федеральным законом о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписью федерального бюджета (с анализом причин отклонений от плановых показателей), исполнение программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации и воздействие исполнения указанных программ на формирование источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
условия осуществления государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации (параметры привлечения, погашения и обслуживания долговых обязательств);
последствия для федерального бюджета операций по урегулированию государственного долга Российской Федерации, в том числе долговых обязательств бывшего СССР;
последствия для федерального бюджета операций по обмену долговых обязательств Российской Федерации и реструктуризации государственного долга Российской Федерации.
Аудит использования средств, привлеченных в федеральный бюджет в результате государственных внешних заимствований Российской Федерации в виде нефинансовых займов международных финансовых организаций, осуществляется при проведении тематических проверок, в ходе которых проверяются и анализируются:
исполнение программ государственных внешних заимствований Российской Федерации в части кредитов (займов) международных финансовых организаций;
наличие и полнота нормативной базы, регламентирующей использование средств займов, предоставленных Российской Федерации международными финансовыми организациями;
соответствие порядка использования займов, предоставленных Российской Федерации международными финансовыми организациями, нормативным правовым актам Российской Федерации;
выполнение условий соглашений о займах, заключенных Российской Федерацией с международными финансовыми организациями;
целевой характер и эффективность использования средств займов, предоставленных Российской Федерации международными финансовыми организациями.
2.1.2.4. Аудит государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации включает проверку и анализ:
законодательной и нормативной базы по вопросам государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации;
наличия и качества методического обеспечения осуществления государственных заимствований Российской Федерации, в том числе методик прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета в части поступлений от государственных заимствований;
деятельности Минфина России по выпуску, размещению, обращению, погашению и обслуживанию государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
деятельности Минфина России по определению агентов по размещению выпусков облигаций внешних и внутренних облигационных займов Российской Федерации, заключению государственных контрактов о размещении выпусков указанных облигаций, обращению, погашению и обслуживанию указанных облигаций;
деятельности Минфина России, Центрального банка Российской Федерации, государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (далее - Внешэкономбанк) по обмену долговых обязательств Российской Федерации и реструктуризации государственного долга Российской Федерации;
деятельности Минфина России по привлечению займов международных финансовых организаций, использованию средств указанных займов, погашению и обслуживанию займов;
деятельности получателей средств займов международных финансовых организаций и организаций, деятельность которых связана с реализацией проектов, для финансирования которых осуществляется привлечение Российской Федерацией займов международных финансовых организаций;
деятельности Минфина России и других органов государственной власти Российской Федерации по урегулированию, погашению и обслуживанию долга Российской Федерации, в том числе долга бывшего СССР, перед правительствами иностранных государств, в том числе посредством осуществления конверсионных операций "долг в обмен на товары и (или) услуги", связанных с погашением и обслуживанием государственного внешнего долга Российской Федерации;
деятельности российских экспортеров и государственных посредников по осуществлению конверсионных операций "долг в обмен на товары и (или) услуги", связанных с погашением и обслуживанием государственного внешнего долга Российской Федерации;
деятельности Минфина России по погашению и обслуживанию облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ) и расчетам с российскими юридическими лицами - владельцами блокированных валютных счетов, счетов в клиринговых, специальных и замкнутых валютах, открытых во Внешэкономбанке до 1 января 1992 года;
деятельности Внешэкономбанка, выполняющего функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам учета, погашения и обслуживания государственного внешнего долга бывшего СССР и Российской Федерации (включая долг по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа), а также по вопросам мониторинга проектов, реализуемых в Российской Федерации с участием международных финансовых организаций;
ведения Минфином России Государственной долговой книги Российской Федерации;
ведения Минфином России бухгалтерского учета в области государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, погашения и обслуживания долговых обязательств Российской Федерации, величины и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
формируемой Минфином России отчетности об источниках внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, о государственных внутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации, бюджетных ассигнованиях федерального бюджета на погашение государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, расходах федерального бюджета на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации.
2.1.3. Аудит государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте
2.1.3.1. При проведении предварительного аудита государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте проверяется соответствие законодательству Российской Федерации и обоснованность предусматриваемых проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
проектов программ государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, учитываемых в составе источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета соответственно;
объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, учитываемых в составе расходов федерального бюджета.
Обоснованность планируемых объемов и структуры предоставления государственных гарантий Российской Федерации определяется с учетом:
соответствия решениям Правительства Российской Федерации о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
сопоставления прогнозируемых показателей программ государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте с объемами предоставления государственных гарантий Российской Федерации в предыдущие периоды, а также анализа причин неисполнения запланированных объемов предоставления государственных гарантий Российской Федерации в предыдущие периоды;
методического документа Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающего порядок формирования программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации.
Обоснованность планируемых объемов и структуры бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение государственных гарантий Российской Федерации определяется с учетом:
графиков погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитным договорам, обеспеченным государственными гарантиями Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
условий погашения и обслуживания облигационных займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
анализа данных о соблюдении принципалами своих обязательств по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
методического документа Министерства финансов Российской Федерации, устанавливающего порядок формирования программы государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации.
2.1.3.2. При проведении оперативного анализа и контроля государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте определяются за истекший период текущего финансового года и сопоставляются с плановыми показателями:
фактические объемы и структура предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте (в разрезе целей гарантирования);
фактические объемы и структура бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
исполнение программ государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
В ходе оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета выявляются и анализируются факторы, влияющие на формирование в текущем году объемов и структуры предоставления государственных гарантий Российской Федерации, бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение государственных гарантий Российской Федерации, в том числе факторы, действие которых в ходе исполнения федерального бюджета может привести к необходимости корректировки программ государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, плановых показателей бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение государственных гарантий.
2.1.3.3. При проведении последующего аудита государственных гарантий Российской Федерации, в том числе по итогам исполнения федерального бюджета, устанавливаются и оцениваются:
законность предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
фактические объемы и структура предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение государственных гарантий Российской Федерации за отчетный финансовый год;
исполнение программ государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
соответствие фактических величин бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте плановым показателям, установленным федеральным законом о федеральном бюджете, сводной бюджетной росписью федерального бюджета (с указанием причин отклонений от плановых показателей);
условия предоставления государственных гарантий Российской Федерации, соответствие порядка предоставления и реализации государственных гарантий нормативным правовым актам Российской Федерации;
целевое использование средств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
эффективность предоставления и реализации государственных гарантий;
достоверность бюджетной отчетности об объемах предоставления государственных гарантий в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте и объемах бюджетных ассигнований федерального бюджета, фактически направленных на исполнение государственных гарантий Российской Федерации, учитываемых в составе источников финансирования дефицита и в составе расходов федерального бюджета.
Аудит использования средств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, осуществляется при проведении тематических проверок, в ходе которых проверяются и анализируются:
наличие и полнота нормативных правовых актов, распорядительных документов по предоставлению государственных гарантий Российской Федерации, привлечению и использованию принципалами средств кредитов и облигационных займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации;
целевое использование принципалами средств кредитов и облигационных займов, привлеченных под государственные гарантии Российской Федерации;
полнота и своевременность выполнения принципалами обязательств по кредитным договорам и облигационным займам, обеспеченным государственными гарантиями Российской Федерации;
риски наступления гарантийных случаев для Российской Федерации в связи с неисполнением принципалами обязательств по кредитным договорам и облигационным займам;
влияние мер государственной гарантийной поддержки на результаты финансово-хозяйственной деятельности принципалов;
результативность мер, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, по контролю за использованием полученных принципалами средств кредитов и облигационных займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации.
2.1.4. Аудит объемов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации
2.1.4.1. При проведении предварительного аудита объемов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации проверяется соответствие законодательству Российской Федерации и обоснованность предусматриваемых проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период верхних пределов:
государственного внутреннего долга Российской Федерации;
государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации;
государственного внешнего долга Российской Федерации;
государственного долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте.
Обоснованность верхних пределов государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации определяется с учетом:
оценки объемов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на конец текущего финансового года;
планируемых объемов государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации;
планируемых объемов погашения государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации;
планируемых операций по урегулированию долга и обмену долговых обязательств;
планируемых объемов предоставления государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
прогнозируемых объемов сокращения долга по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
2.1.4.2. При проведении оперативного анализа и контроля объемов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации определяются за истекший период текущего финансового года и сопоставляются с плановыми показателями фактические объемы и структура государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, в том числе долга по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
В ходе оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения федерального бюджета выявляются и анализируются факторы, влияющие на формирование в текущем году объемов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, в том числе факторы, которые в ходе исполнения федерального бюджета могут привести к необходимости корректировки плановых показателей верхних пределов государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, государственного долга по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.
2.1.4.3. При проведении последующего аудита объемов и структуры государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, в том числе по итогам исполнения федерального бюджета, устанавливаются и оцениваются:
фактические объемы и структура государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, в том числе долга по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, на конец отчетного периода;
непревышение верхних пределов государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте, установленных федеральным законом о федеральном бюджете.
2.1.4.4. При осуществлении аудита объема и структуры государственного долга Российской Федерации проверяются и анализируются:
наличие и полнота законодательной и нормативной базы по вопросам формирования и учета государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, в том числе долга по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
наличие и качество методического обеспечения осуществления учета государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, в том числе долга по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
соответствие долговых обязательств Российской Федерации требованиям к видам и срочности долговых обязательств Российской Федерации, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативным документам, устанавливающим порядок возникновения и погашения долговых обязательств Российской Федерации, условиям выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации, кредитным соглашениям, соглашениям о займах, государственным гарантиям Российской Федерации и иным документам, являющимся основанием для возникновения долговых обязательств Российской Федерации;
ведение Минфином России Государственной долговой книги Российской Федерации;
ведение Минфином России бюджетного (бухгалтерского) учета в области государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, в том числе долга по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
формируемая Минфином России отчетность о величине и структуре государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, в том числе долга по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;
ведение Внешэкономбанком, выполняющим функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам учета, обслуживания и погашения (использования) государственного внешнего долга бывшего СССР и Российской Федерации, учета государственного внешнего долга бывшего СССР и Российской Федерации;
ведение Внешэкономбанком, выполняющим функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления государственных гарантий Российской Федерации, сопровождения, администрирования и исполнения предоставленных государственных гарантий Российской Федерации, аналитического учета предоставленных государственных гарантий Российской Федерации.
2.1.5. Аудит управления государственным долгом Российской Федерации
2.1.5.1. Аудит управления государственным долгом Российской Федерации включает проверку, анализ:
документов, содержащих описание государственной долговой политики Российской Федерации, в том числе Основных направлений долговой политики Российской Федерации (в случае наличия указанных документов);
законодательной и нормативной базы по вопросам управления государственным долгом Российской Федерации;
выполнения федеральными государственными органами, в том числе Министерством финансов Российской Федерации, возложенных на них функций по управлению государственным долгом Российской Федерации;
принятия и реализации уполномоченными государственными органами решений по вопросам осуществления государственных заимствований Российской Федерации и предоставления государственных гарантий Российской Федерации, урегулирования государственного долга Российской Федерации, обмена государственных долговых обязательств Российской Федерации и иным вопросам, влияющим на состояние государственного долга Российской Федерации;
реализации подпрограммы "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (в части вопросов государственного долга Российской Федерации).
2.1.5.2. Аудит реализации подпрограммы "Управление государственным долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (в части вопросов государственного долга Российской Федерации) включает:
анализ обоснованности и согласованности целей и задач подпрограммы, состава и значений целевых показателей (индикаторов), объемов и структуры бюджетных ассигнований, основных мероприятий, мероприятий и контрольных событий;
анализ внесенных ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации изменений, соблюдения порядка планирования и реализации подпрограммы;
анализ объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных паспортом утвержденной государственной программы Российской Федерации, федеральным законом о федеральном бюджете, сводной бюджетной росписью, а также проверку кассового исполнения расходов федерального бюджета за отчетный финансовый год;
количественную характеристику достижения значений целевых показателей (индикаторов) подпрограммы, оценку влияния изменений объема финансирования на реализацию подпрограммы на значения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы;
анализ основных результатов, достигнутых в отчетном финансовом году, оценку их вклада в решение задач и достижение целей подпрограммы, проверку выполнения плана реализации и детального плана-графика реализации подпрограммы;
оценку эффективности реализации подпрограммы.
2.2. Государственный аудит (контроль) состояния долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией
2.2.1. Предмет, задачи и объекты государственного аудита (контроля) состояния долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией
2.2.1.1. Счетная палата в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" осуществляет внешний государственный аудит (контроль):
эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления средств федерального бюджета иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам;
объема и структуры долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией.
Предметом государственного аудита (контроля) состояния долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией (далее в разделе 2.2 Стандарта - аудит долга перед Российской Федерацией) является процесс:
предоставления иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов за счет средств федерального бюджета;
формирования и исполнения финансовых обязательств иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором по предоставленным из федерального бюджета государственным финансовым и государственным экспортным кредитам (внешних долговых требований Российской Федерации).
Предметом аудита долга перед Российской Федерацией является также деятельность объектов аудита (контроля) по:
предоставлению государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
обеспечению своевременного возврата (погашения) указанных кредитов и уплаты процентов по ним;
производству и поставкам на экспорт продукции (товаров и (или) услуг), финансируемых за счет предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов.
2.2.1.2. Задачами аудита долга перед Российской Федерацией являются:
1) оценка законодательной, нормативной и методической базы по вопросам предоставления Российской Федерацией государственных финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам;
2) оценка обоснованности программы предоставления Российской Федерацией государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, являющейся приложением к федеральному закону о федеральном бюджете;
3) оценка соответствия объемов предоставления Российской Федерацией из федерального бюджета государственных финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам показателям, установленным программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
4) определение законности и целевого использования государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам;
5) оценка выполнения условий межправительственных соглашений о предоставлении Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, договоров между банком - агентом Правительства Российской Федерации и иностранными заемщиками - импортерами товаров и услуг или их банками-кредиторами, в том числе оценка полноты и своевременности возврата (погашения) основного долга и уплаты процентов по государственным финансовым и государственным экспортным кредитам;
6) оценка правильности ведения, полноты учета и достоверности бюджетной отчетности об:
объемах и структуре задолженности, в том числе просроченной задолженности, иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией по предоставленным из федерального бюджета государственным финансовым и государственным экспортным кредитам;
объемах предоставления Российской Федерацией из федерального бюджета государственных финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам;
объемах возврата (погашения) основного долга по государственным финансовым и государственным экспортным кредитам, предоставленным Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам за счет средств федерального бюджета;
объемах начисленных и выплаченных процентов за пользование иностранными государствами и (или) иностранными юридическими лицами государственными финансовыми и государственными экспортными кредитами, предоставленными Российской Федерацией за счет средств федерального бюджета;
объемах начисленных и выплаченных процентов за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов за счет средств федерального бюджета.
2.2.1.3. Объекты аудита долга перед Российской Федерацией определяются в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".
2.2.2. Аудит долга перед Российской Федерацией по предоставленным из федерального бюджета государственным финансовым и государственным экспортным кредитам
2.2.2.1. При проведении предварительного аудита долга перед Российской Федерацией по предоставленным из федерального бюджета государственным финансовым и государственным экспортным кредитам проверяется соответствие законодательству Российской Федерации и обоснованность предусматриваемых проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
проекта программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
объемов источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в части средств, направленных на предоставление иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, и средств, поступивших в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией;
объемов доходов федерального бюджета от процентов, получаемых от предоставления Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, процентов за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов.
Обоснованность планируемых объемов предоставления Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов определяется с учетом:
соответствия указанных объемов решениям Правительства Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
сопоставления прогнозируемых показателей предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов с объемами средств, предоставленными в предыдущие периоды, а также анализа причин неисполнения запланированных показателей по предоставлению государственных финансовых и государственных экспортных кредитов в предыдущие периоды.
Обоснованность планируемых объемов возврата (погашения) государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам, объемов доходов федерального бюджета от процентов, полученных от предоставления Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, процентов за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов определяется с учетом:
графиков платежей, установленных на основании договоров (соглашений) о предоставлении Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов из федерального бюджета;
данных о соблюдении иностранными заемщиками условий договоров (соглашений) о предоставлении Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов и мерах к иностранным заемщикам, нарушившим условия предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, принятых Министерством финансов Российской Федерации и Внешэкономбанком, выполняющим функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам учета, обслуживания и погашения (использования) государственных кредитов, предоставленных бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам;
данных отчетности Внешэкономбанка о состоянии задолженности перед Российской Федерацией по предоставленным иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственным финансовым и государственным экспортным кредитам.
2.2.2.2. При проведении оперативного анализа и контроля долга перед Российской Федерацией по предоставленным из федерального бюджета государственным финансовым и государственным экспортным кредитам определяются за истекший период текущего финансового года и сопоставляются с плановыми показателями:
фактические объемы и структура предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
фактические объемы возврата (погашения) основного долга по предоставленным Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственным финансовым и государственным экспортным кредитам;
фактические объемы источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в части средств, направленных на предоставление иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, и средств, поступивших в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией;
фактические объемы доходов федерального бюджета от полученных процентов за пользование иностранными государствами и (или) иностранными юридическими лицами государственными финансовыми и государственными экспортными кредитами, процентов за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
фактические объемы задолженности перед Российской Федерацией по государственным финансовым и государственным экспортным кредитам, предоставленным иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам.
В ходе оперативного анализа и контроля долга перед Российской Федерацией по предоставленным из федерального бюджета государственным финансовым и государственным экспортным кредитам определяется соответствие законодательству Российской Федерации и обоснованность предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, выявляются и анализируются факторы, влияющие на формирование в текущем финансовом году объемов и структуры предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, в том числе факторы, которые в ходе исполнения федерального бюджета могут привести к необходимости корректировки программ предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, плановых показателей бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов.
2.2.2.3. При проведении последующего аудита долга перед Российской Федерацией по предоставленным из федерального бюджета государственным финансовым и государственным экспортным кредитам, в том числе по итогам исполнения федерального бюджета, оцениваются:
фактические объемы предоставления Российской Федерацией за отчетный финансовый год из федерального бюджета государственных финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам, исполнение программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
фактические объемы возврата (погашения) в отчетном финансовом году государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, предоставленных Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам, и соответствие фактических объемов возврата кредитов плановым показателям;
фактические объемы источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в части средств, направленных на предоставление Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, и средств, поступивших в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, соответствие фактических объемов указанных источников внешнего финансирования дефицита плановым показателям;
фактические объемы доходов федерального бюджета от полученных за отчетный финансовый год процентов за пользование иностранными государствами и (или) иностранными юридическими лицами государственными финансовыми и государственными экспортными кредитами, процентов за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении Российской Федерацией государственных финансовых и государственных экспортных кредитов и соответствие фактических объемов доходов плановым показателям;
условия предоставления Российской Федерацией государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
причины образования просроченной задолженности иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией по государственным финансовым и государственным экспортным кредитам и достаточность мер, принимаемых Министерством финансов Российской Федерации для обеспечения погашения указанной задолженности;
последствия для федерального бюджета реструктуризации и списания долга иностранного государства и (или) иностранного юридического лица перед Российской Федерацией.
2.2.2.4. Аудит долга перед Российской Федерацией по предоставленным из федерального бюджета государственным финансовым и государственным экспортным кредитам включает проверку и анализ:
наличия и полноты законодательной и нормативной базы по вопросам предоставления Российской Федерацией государственных финансовых и государственных экспортных кредитов иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам;
выполнения Министерством финансов Российской Федерации полномочий по предоставлению иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
выполнения Внешэкономбанком функций агента Правительства Российской Федерации по вопросам учета, обслуживания и погашения (использования) государственных кредитов, предоставленных бывшим СССР и Российской Федерацией иностранным заемщикам;
выполнения Министерством финансов Российской Федерации функции по контролю за осуществлением банком - агентом учета и расчетов по предоставленным Российской Федерацией иностранным государствам и (или) иностранным юридическим лицам государственным финансовым и государственным экспортным кредитам.
2.3. Государственный аудит (контроль) состояния бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета
2.3.1. Предмет, задачи и объекты государственного аудита (контроля) состояния бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета
2.3.1.1. Счетная палата в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" осуществляет государственный аудит (контроль) эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Предметом государственного аудита (контроля) состояния бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета (далее - аудит бюджетных кредитов), является процесс:
предоставления бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета;
формирования и исполнения обязательств получателей бюджетных кредитов из федерального бюджета перед федеральным бюджетом.
Предметом аудита бюджетных кредитов является также деятельность объектов аудита (контроля) по:
предоставлению бюджетных кредитов из федерального бюджета;
использованию бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
возврату (погашению) бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, начислению и выплате процентов за пользование средствами федерального бюджета, штрафов, пеней.
2.3.1.2. Задачами аудита бюджетных кредитов являются:
1) оценка законодательной, нормативной и методической базы по вопросам предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета;
2) оценка правомерности, целесообразности и обоснованности предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета;
3) оценка целевого и эффективного использования бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
4) определение объемов предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета, возврата (погашения) указанных кредитов и доходов федерального бюджета, получаемых от предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета, включая проценты, штрафы и пени (в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки);
5) определение объемов задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, в том числе просроченной задолженности;
6) оценка результатов реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
7) оценка правильности ведения, полноты учета и достоверности бюджетной отчетности:
об источниках внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в части средств, направленных на предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета, и средств, поступивших в федеральный бюджет в погашение основного долга по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета;
о доходах федерального бюджета, полученных от предоставления бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета;
об объеме и структуре задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета, в том числе об объеме списанной и восстановленной в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц.
2.3.1.3. Объекты аудита бюджетных кредитов определяются в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".
2.3.1.4. Аудит бюджетных кредитов включает:
аудит бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации;
аудит бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
аудит бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
аудит прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных из федерального бюджета внутри страны.
2.3.2. Аудит бюджетных кредитов, представленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
2.3.2.1. При проведении предварительного аудита бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации, проверяется соответствие законодательству Российской Федерации и обоснованность предусматриваемых проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период:
объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление указанных кредитов;
объемов источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в части средств, направленных на предоставление указанных кредитов, и средств, поступивших в федеральный бюджет в погашение основного долга по указанным кредитам;
объемов доходов федерального бюджета от процентов, полученных от предоставления указанных кредитов, денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении указанных кредитов;
объемов и условий реструктуризации обязательств (задолженности) перед федеральным бюджетом по указанным кредитам.
Обоснованность планируемых объемов и условий предоставления из федерального бюджета бюджетных кредитов другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации определяется с учетом:
соответствия указанных объемов законодательным актам Российской Федерации, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иным нормативным правовым актам и методическим документам, являющимся основанием для формирования показателей проекта федерального бюджета;
объемов и структуры задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, представленным из федерального бюджета;
представленных в Министерство финансов Российской Федерации заявок (обращений) субъектов Российской Федерации о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета;
объемов и условий планируемой реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета.
Обоснованность планируемых объемов возврата (погашения) бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, объемов доходов федерального бюджета от процентов, полученных от предоставления указанных бюджетных кредитов, денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета определяется с учетом:
графиков платежей, формируемых на основании соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и субъектами Российской Федерации;
анализа данных о соблюдении субъектами Российской Федерации условий соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета и мерах, принятых Министерством финансов Российской Федерации к субъектам Российской Федерации, нарушившим условия предоставления бюджетных кредитов.
2.3.2.2. При проведении оперативного анализа и контроля бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, за истекший период текущего финансового года проверяются:
соответствие законодательству Российской Федерации и обоснованность предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
фактические объемы предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, возврата (погашения) указанных бюджетных кредитов и доходов федерального бюджета от предоставления указанных бюджетных кредитов (в сопоставлении с плановыми показателями);
фактические объемы и структура задолженности, в том числе просроченной задолженности, субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета;
соблюдение субъектами Российской Федерации условий соглашений о предоставлении им бюджетных кредитов из федерального бюджета;
наличие факторов, которые способны привести к корректировке утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете объемов предоставления из федерального бюджета бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, установленных плановых значений источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в части предоставления и возврата указанных бюджетных кредитов и доходов федерального бюджета от предоставления указанных бюджетных кредитов.
2.3.2.3. При проведении последующего аудита бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, устанавливаются и оцениваются:
фактические объемы, обоснованность, полнота и своевременность предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, соблюдение установленных федеральным законом о федеральном бюджете объемов предоставления указанных бюджетных кредитов;
фактические объемы, обоснованность, полнота и своевременность возврата (погашения) бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
фактические объемы, обоснованность исчисления, полнота и своевременность поступления в федеральный бюджет доходов от предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, законность принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет и осуществления возвратов из федерального бюджета;
соответствие фактических величин указанных показателей плановым показателям, установленным федеральным законом о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписью федерального бюджета (с анализом причин отклонений от плановых показателей);
фактические объемы и структура задолженности, в том числе просроченной задолженности, субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета;
результаты реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета;
соблюдение субъектами Российской Федерации условий соглашений о предоставлении им бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и субъектами Российской Федерации;
влияние предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и сокращение (ограничение роста) расходов субъектов Российской Федерации на обслуживание государственного долга.
2.3.3. Аудит бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований)
2.3.3.1. При проведении предварительного аудита бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), устанавливается соответствие законодательству Российской Федерации и обоснованность предусматриваемых проектом федерального закона о федеральном бюджете:
объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
объемов источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в части средств, направляемых на предоставление бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) для финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, и средств, поступивших в федеральный бюджет в погашение основного долга по указанным кредитам;
объемов доходов федерального бюджета, поступивших от юридических лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уплату процентов по бюджетным кредитам, предоставленным за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), а также денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований).
Обоснованность планируемых объемов предоставления из федерального бюджета бюджетных кредитов внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) определяется с учетом:
соответствия указанных объемов решениям Правительства Российской Федерации по вопросам основных направлений сотрудничества Российской Федерации с международными финансовыми организациями;
предложений федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию в Российской Федерации проектов с участием международных финансовых организаций, по формированию объемов привлечения государственных внешних заимствований с учетом условий соглашений о займах для финансирования проектов, заключенных между Российской Федерацией и международными финансовыми организациями, и планов закупок товаров, работ и услуг;
сопоставления прогнозируемых объемов привлечения средств займов международных финансовых организаций с объемами привлечения за предыдущие периоды, а также анализа причин невыполнения запланированных показателей привлечения средств займов международных финансовых организаций в предыдущие периоды.
Обоснованность планируемых объемов возврата (погашения) бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), объемов доходов федерального бюджета от процентов, полученных от предоставления указанных кредитов, денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) определяется с учетом:
графиков платежей, формируемых на основании договоров (соглашений) о предоставлении из федерального бюджета бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) юридическим лицам, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, а также мировых соглашений;
данных о соблюдении заемщиками условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов, и мерах, принятых Министерством финансов Российской Федерации и Внешэкономбанком, выполняющим функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам мониторинга проектов, реализуемых в Российской Федерации с участием международных финансовых организаций, к заемщикам, нарушившим условия предоставления бюджетных кредитов;
данных отчетов агентов Правительства Российской Федерации, в частности, Внешэкономбанка, о состоянии задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований).
2.3.3.2. При проведении оперативного анализа и контроля бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) для финансирования проектов, реализуемых в Российской Федерации с участием международных финансовых организаций и включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, за истекший период текущего финансового года проверяются:
соблюдение юридическими лицами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
фактические объемы предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), возврата (погашения) указанных кредитов и доходов федерального бюджета от предоставления указанных кредитов (в сопоставлении с плановыми показателями);
фактические объемы и структура задолженности, в том числе просроченной задолженности, юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
соблюдение Министерством финансов Российской Федерации порядка списания и восстановления в учете задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом.
2.3.3.3. При проведении последующего аудита бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) для финансирования проектов, реализуемых в Российской Федерации с участием международных финансовых организаций и включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, устанавливаются и оцениваются:
фактические объемы, обоснованность, полнота и своевременность предоставления из федерального бюджета бюджетных кредитов внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), соблюдение установленных федеральным законом о федеральном бюджете объемов предоставления указанных бюджетных кредитов;
фактические объемы, обоснованность, полнота и своевременность возврата (погашения) бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
фактические объемы, обоснованность исчисления, полнота и своевременность поступления в федеральный бюджет доходов от предоставления из федерального бюджета бюджетных кредитов внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
соответствие фактических величин указанных показателей плановым показателям, установленным федеральным законом о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписью федерального бюджета (с анализом причин отклонений от плановых показателей);
соблюдение получателями бюджетных кредитов условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
фактический объем и структура задолженности, в том числе просроченной задолженности, юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
фактический объем списанной и восстановленной в учете Министерством финансов Российской Федерации задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом, а также соблюдение Министерством финансов Российской Федерации порядка списания и восстановления в учете задолженности юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом;
своевременность и полнота мер по обеспечению возврата (погашения) задолженности, в том числе просроченной задолженности, по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом юридических лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, принятых Министерством финансов Российской Федерации и Внешэкономбанком, выполняющим функции агента Правительства Российской Федерации по вопросам мониторинга проектов, реализуемых в Российской Федерации с участием международных финансовых организаций.
2.3.4. Аудит бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)
2.3.4.1. При проведении предварительного аудита бюджетных кредитов, предоставляемых из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), проверяется соответствие законодательству Российской Федерации и обоснованность предусматриваемых проектом федерального закона о федеральном бюджете объемов доходов федерального бюджета от процентов, полученных от предоставления указанных кредитов.
Обоснованность планируемых объемов доходов федерального бюджета от процентов, полученных от предоставления за счет средств федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), определяется с учетом среднемесячного объема предоставленных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) в текущем финансовому году.
2.3.4.2. При проведении оперативного анализа и контроля бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), за истекший период текущего финансового года проверяются:
соответствие законодательству Российской Федерации и обоснованность предоставления указанных бюджетных кредитов;
фактические объемы предоставления и возврата (погашения) указанных бюджетных кредитов;
фактический объем задолженности, в том числе просроченной задолженности, субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) по указанным бюджетным кредитам;
фактический объем доходов федерального бюджета от процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), и денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении за счет средств федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
соблюдение субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) условий договоров о предоставлении бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), заключенных между территориальными органами Федерального казначейства и субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями);
наличие факторов, влияние которых способно привести к корректировке установленных плановых показателей доходов федерального бюджета от предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
2.3.4.3. При проведении последующего аудита бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), устанавливаются и оцениваются:
фактические объемы, обоснованность и своевременность предоставления указанных бюджетных кредитов;
фактические объемы, полнота и своевременность возврата (погашения) указанных бюджетных кредитов;
фактические объемы просроченной задолженности по указанным бюджетным кредитам;
фактические объемы, обоснованность исчисления, полнота и своевременность поступления в федеральный бюджет доходов от процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), и денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении за счет средств федерального бюджета бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
соответствие фактических величин доходов от процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), плановым показателям, установленным федеральным законом о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписью федерального бюджета (с указанием причин отклонений от плановых показателей).
2.3.5. Аудит прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных из федерального бюджета внутри страны
2.3.5.1. При проведении предварительного аудита прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных из федерального бюджета внутри страны, устанавливается соответствие законодательству Российской Федерации и обоснованность предусматриваемых проектом федерального закона о федеральном бюджете:
объемов возврата (погашения) прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных из федерального бюджета внутри страны;
объемов доходов федерального бюджета от процентов, полученных от предоставления прочих бюджетных кредитов (ссуд) внутри страны за счет средств федерального бюджета, денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении прочих бюджетных кредитов (ссуд) за счет средств федерального бюджета.
Обоснованность планируемых объемов возврата (погашения) прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных из федерального бюджета внутри страны, объемов доходов федерального бюджета от процентов, полученных от предоставления прочих бюджетных кредитов (ссуд) из федерального бюджета внутри страны, денежных взысканий (штрафов) за нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении прочих бюджетных кредитов (ссуд) из федерального бюджета внутри страны определяется с учетом:
графиков платежей, формируемых на основании договоров (соглашений) о предоставлении субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам бюджетных кредитов (ссуд) за счет средств федерального бюджета, заключенных между Министерством финансов Российской Федерации и получателями указанных бюджетных кредитов (ссуд);
анализа данных о соблюдении субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и юридическими лицами условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетного кредита (ссуды) из федерального бюджета и мерах, принятых Министерством финансов Российской Федерации к субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам, нарушившим условия предоставления бюджетных кредитов (ссуд).
2.3.5.2. При проведении оперативного анализа и контроля прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных из федерального бюджета внутри страны, за истекший период текущего финансового года проверяются:
фактический объем задолженности, в том числе просроченной задолженности, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц по прочим бюджетным кредитам (ссудам), предоставленным из федерального бюджета внутри страны;
соблюдение субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и юридическими лицами условий договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных кредитов (ссуд), заключенных с Министерством финансов Российской Федерации;
соблюдение Министерством финансов Российской Федерации порядка списания и восстановления в учете задолженности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом;
наличие факторов, которые способны привести к корректировке установленных плановых значений источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета и доходов федерального бюджета от предоставления прочих бюджетных кредитов (ссуд) из федерального бюджета внутри страны.
2.3.5.3. При проведении последующего аудита прочих бюджетных кредитов (ссуд), предоставленных из федерального бюджета внутри страны, устанавливаются и оцениваются:
фактические объемы, полнота и своевременность возврата (погашения) указанных бюджетных кредитов (ссуд);
фактические объемы, обоснованность исчисления, полнота и своевременность поступления в федеральный бюджет доходов от предоставления из федерального бюджета прочих бюджетных кредитов (ссуд);
соответствие фактических величин указанных показателей плановым показателям, установленным федеральным законом о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписью федерального бюджета (с анализом причин отклонений от плановых показателей);
фактические объемы задолженности, в том числе просроченной задолженности, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц по прочим бюджетным кредитам (ссудам), предоставленным из федерального бюджета внутри страны;
фактические объемы списанной и восстановленной в учете Министерством финансов Российской Федерации задолженности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом, а также соблюдение Министерством финансов Российской Федерации порядка списания и восстановления в учете задолженности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом;
своевременность и полнота мер, принятых Министерством финансов Российской Федерации и организациями, выполняющими функции агентов Правительства Российской Федерации, по обеспечению возврата (погашения) задолженности, в том числе просроченной задолженности, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом.
2.4. Результаты аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета
В целях Стандарта под результатами аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, понимаются:
1) выводы о соблюдении (несоблюдении) бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в области государственного долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;
2) выводы о достоверности (недостоверности) финансовых операций, проведенных при:
осуществлении государственных заимствований Российской Федерации, в том числе при привлечении и использовании заемных средств, погашении и обслуживании государственного долга Российской Федерации;
предоставлении и реализации государственных гарантий Российской Федерации, в том числе при осуществлении выплат по исполнению государственных гарантий Российской Федерации, привлечении, погашении и обслуживании кредитов и облигационных займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации;
предоставлении Российской Федерацией государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, возврате (погашении) указанных кредитов, получении доходов от предоставления указанных кредитов;
предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), прочих бюджетных кредитов (ссуд) внутри страны, возврате (погашении) указанных кредитов, получении доходов от предоставления указанных кредитов;
3) выводы о достоверности (недостоверности) бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности в области государственных заимствований Российской Федерации, государственных гарантий Российской Федерации, государственного долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета внутри страны;
4) выводы о целевом (нецелевом) использования средств, привлеченных в результате осуществления государственных заимствований Российской Федерации, средств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, средств, предназначенных для осуществления конверсионных операций "долг в обмен на товары и (или) услуги", предоставленных Российской Федерацией государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета внутри страны;
5) оценка финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля) в области государственного долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.