Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу, касающемуся порядка принятия к вычету налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по товарам (работам, услугам), приобретенным на территории Российской Федерации, и сообщает следующее.
По вопросу 1.
Согласно пункту 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи Кодекса. При этом, на основании пункта 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.
На основании подпункта "и" пункта 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, в строке 6 указывается полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Таким образом, в случае, если в строке 6 счета-фактуры не указано наименование налогоплательщика в соответствии с учредительными документами, а указаны фамилия, имя, отчество его сотрудника, то такой счет-фактура не позволяет налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать покупателя товаров (работ, услуг). В этой связи указанный счет-фактура является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
По вопросам 2, 3.
Согласно пункту 2 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), в случае приобретения этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет таких товаров (работ, услуг), и при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 1.1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 2 статьи 171 Кодекса, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
Что касается иных вычетов НДС (например, предусмотренного пунктом 7 статьи 171 Кодекса), то право заявлять их в течение трех лет Кодексом не установлено. В связи с этим такие вычеты следует осуществлять в том налоговом периоде, в котором у налогоплательщика выполнены соответствующие условия, предусмотренные статьями 171 и 172 Кодекса.
В случае осуществления налогоплательщиком вычета НДС в налоговых периодах, следующих за налоговым периодом, в котором возникло право на такой вычет, налогоплательщик должен представить в налоговый орган уточненную декларацию за налоговый период, в котором возникло право на применение налогового вычета. При этом на основании положений пункта 2 статьи 173 Кодекса такую декларацию налогоплательщик может представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором возникло указанное право.
По вопросу 4.
На основании пункта 7 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Согласно пункту 2 статьи 264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
По вопросам 5-7.
Согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Вместе с тем, в соответствии с вышеуказанным пунктом 7 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
На основании пункта 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 г. N 1137, при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой НДС, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Учитывая изложенное, оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности, в котором указана сумма НДС, является основанием для вычета налога, уплаченного за услуги гостиниц.
Одновременно сообщаем, что суммы НДС, предъявленные работникам в период их служебной командировки в отношении услуг, не предусмотренных пунктом 7 статьи 171 Кодекса, вычетам не подлежат.
Аналогичная позиция содержится в письме Минфина России от 06.10.2016 N 03-07-11/58108.
Государственный советник |
Д.С. Сатин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен ряд вопросов, касающихся принятия к вычету сумм НДС.
Так, если в строке 6 счета-фактуры не указано наименование налогоплательщика в соответствии с учредительными документами, а приведены ФИО его сотрудника, то такой счет-фактура не позволяет налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать покупателя товаров (работ, услуг). В связи с этим указанный счет-фактура является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Оформленный на командированного сотрудника бланк строгой отчетности, в котором указана сумма НДС, является основанием для вычета налога, уплаченного за услуги гостиниц.
Письмо Федеральной налоговой службы от 9 января 2017 г. N СД-4-3/2@ "О налоге на добавленную стоимость"
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 27 января 2017 г. N 3, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 23 мая 2017 г. N 10