Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 45980-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации",
внесенному Правительством РФ
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающие порядок осуществления расходов федерального бюджета на предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, в том числе на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства и на приобретение объектов недвижимого имущества.
На основании пункта 3 статьи 1 проекта статья 69.2 БК РФ дополняется пунктом, согласно которому государственное (муниципальное) задание является невыполненным в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых услуг или выполняемых работ. В этой связи обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 69.2 БК РФ рассматриваемые показатели характеризуют не только объем услуг или работ, но и их качество. С учетом этого требует уточнения использование в указанном проектируемом положении только одного свойства показателей (характеристика объема) в целях определения выполнения государственного (муниципального) задания.
В проектируемом пункте 3 статьи 72 БК РФ рекомендуется уточнить положение о постановке на учет бюджетных обязательств с указанием о такой постановке в органах Федерального казначейства. Кроме того, по нашему мнению, в указанном пункте после слов "заключать государственные (муниципальные) контракты" необходимо дополнить словами "в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Положения проектируемых абзацев 2 и 4 пункта 8 статьи 78 БК РФ дублируют друг друга в части определения в перечисленных нормативных правовых актах порядка предоставления субсидий. Кроме того, обращаем внимание, что согласно новому абзацу 3 пункта 8 статьи 78 БК РФ определены нормы, предусматривающие положения договора (соглашения), заключаемого между получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и юридическим лицом, которому предоставляется субсидия. Вместе с тем, согласно проектируемому абзацу 4 статьи 78 БК РФ установлено положение, согласно которому порядок предоставления субсидий, включая условия их предоставления, устанавливается нормативными правовыми актами. Замечание аналогичного характера может быть отнесено также к проектируемым пунктам 3 и 8 статьи 78.3 БК РФ.
В новом пункте 12 статьи 78.3 требует уточнения ссылка на статью 78 БК РФ. Обращаем внимание, что предоставление субсидий некоммерческим организациям определено статьей 78.1 БК РФ. Кроме того, учитывая, что государственные корпорации (компании), публично-правовые компании являются некоммерческими организациями, следует соотнести положения статьи 78.1 БК РФ и проектируемой статьи 78.3 БК РФ в части возможности объединения положений о предоставлении субсидий указанным корпорациям и компаниям в одной статье.
В соответствии с новым абзацем 3 пункта 4.1 статьи 79 БК РФ установлено положение о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности юридическим лицам, акции (доли) которых принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. При этом указанные объекты подлежат передаче в уставные (складочные) капиталы названных юридических лиц. В этой связи, а также учитывая, что государственная или муниципальная собственность возникает на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов таких юридических лиц, по нашему мнению, в целях эффективного расходованию бюджетных средств, в рассматриваемой норме требуется уточнить объем долевого участия соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, который будет учитываться при принятии решения о передаче полномочий.
В новом абзаце пункта 3 статьи 132 БК РФ определено положение, согласно которому условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств в объеме, необходимом для их исполнения. В этой связи указанное положение необходимо соотнести с предыдущим абзацем названного пункта, не определяющим каких-либо условий при установлении Правительством Российской Федерации в нормативных правовых актах уровня софинансирования.
Для реализации положений проекта потребуется внесение соответствующих изменений в иные федеральные законы (например, Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). В этой связи, по нашему мнению, требуется принятие таких изменений одновременно с принятием проектируемого закона.
По проекту имеются замечания юридико-технического характера.
1. Перечень источников официального опубликования составлен по состоянию на 27 декабря 2016 года и потребует уточнения при подготовке ко второму чтению.
2. Законопроект необходимо дополнить новой статьей 2 следующего содержания:
Статья 2
Признать утратившими силу:
1) абзац третий подпункта "е" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 181-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3473);
2) абзац третий подпункта "б" пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 1, ст. 26).
3. Статью 2 проекта считать статьей 3 и в ней уточнить дату вступления в силу федерального закона.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.