Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1131294-6 "О внесении изменений в и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за проезд и стоянку транспортных средств на озелененных территориях",
внесенному Законодательным Собранием Свердловской области
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона устанавливается административная ответственность за проезд механических транспортных средств по газонам или другим озелененным территориям либо их стоянка на газонах или других озелененных территориях.
С учетом положений пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), согласно которым административная ответственность устанавливается по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, возможно сделать вывод, что для установление административной ответственности за указанные действия на федеральном уровне имеется основание в пределах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Так, согласно пункту 6.3 Правил создания, сохранения и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15 декабря 1999 года N 153, на озелененных территориях запрещены проезд и стоянка автомашин, мотоциклов, других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта). Однако в абзаце первом данных Правил, предусмотрен рекомендательный характер этого документа.
Санитарные правила содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года, имеют своей целью обеспечение санитарного состояния территорий населенных мест и не охватывают всех возможных случаев противоправных действий, связанным с проездом механических транспортных средств по газонам или другим озелененным территориям либо их стоянки.
Статья 61 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" содержит общие положения, касающиеся охраны зеленого фонда городских и сельских поселений, причем пункт 3 статьи 3 указанного Федерального закона устанавливает, что государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством, а согласно главе II данного Федерального закона вопросы регулирования отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 3 статьи 3" следует читать "пункт 3 статьи 61"
Вместе с тем, следует учитывать, что вопросы благоустройства территории поселения (городского округа), затрагивающие также вопросы проезда транспортных средств по газонам или другим озелененным территориях либо их стоянок, отнесены к компетенции органов местного самоуправления Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Согласно статье 2 данного Федерального закона под благоустройством территории поселения (городского округа) подразумевается комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий, в том числе, по содержанию территории (см., например, пункт 4.5 Правил благоустройства на придомовых территориях многоквартирных домов городского округа закрытое административно-территориальное образования город Межгорье Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан от 21 декабря 2015 года N 16-7, пункты 3.6.8.10, 3.8.12 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда 20 мая 2015 года N 161).
За нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления административная ответственность устанавливается законами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса.
Таким образом, в случае принятия проектируемых изменений возможны трудности в правоприменительной практике.
Заместитель |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.