Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1127146-6 "О внесении изменения в статью 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(в части уточнения перечня полномочий субъектов Российской Федерации),
внесенный Законодательным Собранием Еврейской автономной области
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 1 ноября 2016 года (протокол N 8, пункт 76) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1127146-6 "О внесении изменения в статью 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения перечня полномочий субъектов Российской Федерации), внесенный Законодательным Собранием Еврейской автономной области.
Законопроектом предлагается внести изменение в часть 2 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях) и установить, что законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в дополнение к уже передаваемым полномочиям могут также наделяться полномочием субъекта Российской Федерации по организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен с целью исключения неоднозначного толкования норм Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающих право субъекта Российской Федерации по наделению органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области законодательства об административных правонарушениях.
Следует отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 1.3.1 Кодекса об административных правонарушениях органы местного самоуправления в настоящее время могут наделяться законами субъектов Российской Федерации отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, такими как:
создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации
определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
При этом органам местного самоуправления передаются необходимые для осуществления указанных полномочий материальные и финансовые средства. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, как обоснованно отмечается авторами законопроекта, из содержания раздела IV Кодекса об административных правонарушениях следует, что составление протоколов - это одно из процессуальных действий производства по делам об административных правонарушениях, относящееся к стадии возбуждения дела об административном правонарушении. Однако возможности передачи органам местного самоуправления полномочий по организации производства по делам об административных правонарушениях частью 2 статьи 1.3.1 Кодекса об административных правонарушениях не предусмотрено, что порождает правовую неопределенность и двусмысленность рассматриваемых правовых норм.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях на конституционный принцип равенства (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации), из которого вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования. Такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями.
Однако следует учитывать, что предлагаемая законопроектом возможность передачи рассматриваемых полномочий органам местного самоуправления является правом органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которым они могут и не воспользоваться.
Комитет полагает необходимым отметить и тот факт, что в настоящее время полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, также установлено подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ). При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ органы местного самоуправления не могут наделяться указанным полномочием субъекта Российской Федерации.
Тем самым, по мнению Комитета, при внесении предлагаемого изменения в Кодекс об административных правонарушениях необходимо внести корреспондирующие изменения в соответствующие положения статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в целях недопущения противоречия и правовой коллизии соответствующих положений указанных законодательных актов.
Вместе с тем, указанные замечания могут быть учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 1127146-6 "О внесении изменения в статью 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения перечня полномочий субъектов Российской Федерации) при условии учета высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.