Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1104586-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы С.Б. Дорофеевым. и Ю.В. Максимовым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его целью является конкретизация субъекта проведения экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации.
Представленный законопроект не соответствует заявленной цели, поскольку уже в пункте 1 статьи 1 законопроекта экспертиза качества медицинской помощи как один из видов медицинских экспертиз исключается из Федерального закона. В этой связи требует исключения и статья 64 Федерального закона, а проектируемые положения пункта 2 статьи 1 законопроекта теряют смысл, поскольку независимая экспертиза по смыслу Федерального закона производится в случае несогласия гражданина с результатами "основной" экспертизы.
В соответствии со статьей 64 Федерального закона экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. В этой связи не понятно, на каком основании нарушается право граждан на охрану здоровья в части проведения названной экспертизы.
Подпункт "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта не согласуется с положениями части 1 статьи 76 Федерального закона, в соответствии с которой профессиональные некоммерческие организации создаются в целях реализации и защиты прав медицинских работников и фармацевтических работников, развития медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, содействия научным исследованиям, решения иных связанных с профессиональной деятельностью медицинских работников и фармацевтических работников вопросов. Кроме того, отсылка к "критериям, указанным в части 5 настоящей статьи" требует дополнительного пояснения, поскольку критерии, названные в части 5 статьи 76 Федерального закона, относятся к медицинским профессиональным некоммерческим организациям, их ассоциациям (союзам), а не к проведению независимой экспертизы качества медицинской помощи. Обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 64 Федерального закона критерии оценки качества медицинской помощи уже определены и формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 настоящего Федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Что касается проектируемых положений подпункта "б" пункта 2 статьи 1 законопроекта, то они не могут быть предметом рассмотрения статьи 76 Федерального закона, поскольку, по нашему мнению, не могут рассматриваться в качестве "функции в сфере охраны здоровья". Функции управления представляют собой назначение и виды управленческой деятельности. При этом управление включает такие функции, как анализ, прогнозирование, планирование, стимулирование, организацию, учет, контроль и регулирование производственных и других экономических процессов (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.") (ИНФРА-М, 2011).
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.