Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1098517-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части уточнения состава объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня на Байкальской природной территории)",
внесенному депутатом Государственной Думы С.Ю. Теном
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается уточнить состав объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней, реализация которых связана со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства на Байкальской природной территории. В связи с этим вносятся изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), Федеральный закон от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ). Вследствие принятия проектируемых изменений органы государственной власти субъектов Российской Федерации будут наделены полномочием по проведению государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, будет исключено требование об обязательности проведения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации на строительство, реконструкцию объектов в буферной экологической зоне, экологической зоне атмосферного влияния Байкальской природной территории. В связи с этим полагаем, что проектируемые изменения не соотносятся с признанным особым статусом указанной территории как уникальной экологической системы Российской Федерации и объекта всемирного природного наследия (см. Конвенцию ЮНЕСКО "Об охране всемирного культурного и природного наследия" (1972 года), Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (Озеро Байкал также включено в этот Список), Федеральный закон N 94-ФЗ), противоречат основным принципам охраны Байкальской природной территории (статья 5 Федерального закона N 94-ФЗ) и основным принципам охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), а также не учитывают существующее распределение соответствующих полномочий в этой сфере (например, экологическое зонирование Байкальской природной территории, установление ее границ или виды деятельности, запрещенные или ограниченные на данной территории, устанавливаются Правительством Российской Федерации).
В связи с изменениями части 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) проектом также не учитываются положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которыми с 1 января 2018 года государственной экологической экспертизе будет подлежать проектная документация всех объектов, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, а не только тех из них, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на Байкальской природной территории. При проведении экспертизы, предусмотренной Градостроительным кодексом, оценка соответствия проектной документации указанных объектов экологическим требованиям проводиться не будет.
Проектируемые изменения частей 6.1 - 6.3 статьи 49 Градостроительного кодекса следует соотнести с проектируемыми изменениями статей 11 и 12 Федерального закона N 174-ФЗ в части объектов государственной экологической экспертизы федерального и регионального уровней.
Требует доработки терминология проекта (например, заменяемые проектом слова "на землях" словами "в границах" заменяются не везде - см. часть 3.4, абзац первый и пункт 2 части 6.1 статьи 49, части 3.1 и 7 статьи 54 Градостроительного кодекса), а также его наименование с учетом того, что проектируемые изменения затрагивают в том числе состав объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.