Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 831972-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части изменения подсудности рассмотрения дел о банкротстве физических лиц) (внесен В.Н. Плигин, В.А. Поневежский, Н.В. Герасимова, Б.К. Балашов в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы)
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 831972-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается отнести к компетенции судов общей юрисдикции разрешение в ходе рассмотрения дел о банкротстве споров, возникающих из гражданско-правовых, семейных и иных правоотношений. Такое предложение обосновывается тем, что с принятием законодательных изменений, устанавливающих особенности процедур реструктуризации долгов и реализации имущества граждан, на арбитражные суды возлагаются не свойственные им ранее функции по разрешению споров, не связанных с осуществлением экономической деятельности. При этом, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, судами общей юрисдикции в отличие от арбитражных судов уже сформирована единообразная судебная практика, позволяющая эффективно и в установленные законом сроки разрешать названные категории споров.
Так, вносимые законопроектом изменения предусматривают передачу в ведение судов общей юрисдикции и исключение из числа требований, подлежащих рассмотрению арбитражными судами в рамках дела о банкротстве гражданина, требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок. Помимо этого на рассмотрение судов общей юрисдикции предполагается передать вопросы, связанные с оспариванием подозрительных сделок должника, а также сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами.
Одновременно законопроектом предлагается исключить возможность оспаривания в рамках дела о банкротстве гражданина сделок, совершенных супругом должника-гражданина в отношении имущества супругов, по основаниям, предусмотренным семейным законодательством, а также возможность реализации в ходе процедуры банкротства общего имущества супругов (бывших супругов).
Прежде всего, следует отметить, что положения законопроекта вступают в противоречие с нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в частности, статьей 18, согласно которой, рассмотрение дела, начатого одним судьей или составом суда, должно осуществляться этим же судьей или составом суда.
Предлагаемое законопроектом разделение подведомственности категорий споров, рассматриваемых в рамках дела о банкротстве гражданина, сопряжено с рядом негативных последствий, в том числе значительным увеличением сроков рассмотрения дела о банкротстве в связи с рассмотрением судами общей юрисдикции возникающих в рамках дела о банкротстве споров по правилам искового производства, формированием противоречивой судебной практики в отношении решений, принимаемых арбитражными судами и судами общей юрисдикции по спорам об оспаривании сделок, возможностью принятия в рамках дела о банкротстве взаимоисключающих судебных решений при оспаривании сделок по одним и тем же основаниям кредиторами в арбитражных судах и арбитражными управляющими в судах общей юрисдикции. При этом отнесение к компетенции судов общей юрисдикции споров об оспаривании любых сделок граждан-индивидуальных предпринимателей, нарушит единство судебной практики и сложившуюся подведомственность в рассмотрении споров, связанных с осуществлением экономической деятельности индивидуальных предпринимателей.
Отсутствие согласованных сроков рассмотрения арбитражными судами и судами общей юрисдикции споров, инициированных в рамках дела о банкротстве, способно также привести к принятию в отношении имущества, являющегося предметом спора, неисполнимых судебных решений, например, в случае, если оспариваемое в суде общей юрисдикции имущество уже реализовано на торгах в рамках соответствующей процедуры банкротства с учетом сроков, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Наряду с этим рассмотрение споров в рамках дела о банкротстве судами общей юрисдикции приведет к снижению привлекательности процедуры банкротства гражданина в силу заметного увеличения судебных расходов, а также затруднит возврат имущества гражданина-должника в конкурсную массу. Следует также учитывать, что исключение реализации общего имущества супругов из дела о банкротстве и его рассмотрение судами общей юрисдикции вне рамок процедуры банкротства, то есть без участия кредиторов, может стать причиной многочисленных злоупотреблений со стороны граждан-должников, поскольку предоставит им удобную возможность для уклонения от исполнения своих обязательств.
Внося кардинальные изменения в процедуру банкротства граждан-должников, законопроект в то же время оставляет без внимания многие важные процедурные вопросы, требующие отражения в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" и иных законодательных актов для исключения правовой неопределенности. К таким вопросам относятся, в частности, характер и порядок участия кредиторов в спорах, рассматриваемых судами общей юрисдикции в рамках дела о банкротстве, процессуальный статус и порядок оплаты работы арбитражного управляющего при его участии в процессе в суде общей юрисдикции, особенности реализации имущества и реструктуризации долгов гражданина при рассмотрении имущественных споров в судах общей юрисдикции.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 831972-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.