Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
по проекту федерального закона N 1039332-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (в части установления обязанности судебного пристава-исполнителя проверять назначение денежных средств на счетах должника) внесен О.Л. Михеевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагаются изменения в Федеральный закон от 2 ноября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), которыми на судебных приставов-исполнителей, банки и иные кредитные организации, осуществляющие обслуживание счетов должника по исполнительному производству, возлагаются обязанности по проверке назначения денежных средств на счетах должника, при их списании и перечислении в целях погашения долга по исполнительному документу.
Как следует из пояснительной записки, целью законопроекта является предоставление дополнительных гарантий гражданам, которые являются должниками по исполнительным производствам, по сохранению за ними имущества (денежных средств), на которое в силу закона не может быть обращено взыскание.
Положительно оценивая стремление автора законопроекта дополнительно урегулировать вопросы, связанные с определением целевого характера денежных средств, поступающих на счет должника в банке или иной кредитной организации, Комитет вместе с тем полагает, что данная законодательная инициатива не может быть поддержана.
В настоящее время Закон об исполнительном производстве содержит положения, которые позволяют исключить случаи обращения взыскания на денежные средства должника, которые в силу статьи 101 данного Закона пользуются соответствующим "иммунитетом от взыскания".
Так, согласно части 14.1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве на должника возлагается обязанность предоставить документы, подтверждающие наличие у должника принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога. Наряду с этим частью 5 статьи 69 Закона об исполнительном производстве должнику предоставлено право указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь.
Кроме того, предлагаемый законопроектом механизм, по мнению Комитета, не учитывает положений гражданского законодательства, в связи с чем представляется нереализуемым на практике.
В соответствии со статьей 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (пункт 1). Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (пункт 2).
Таким образом, денежные средства, внесенные на счет должника по исполнительному производству, являются обезличенной денежной суммой и не подлежат раздельному учету. В свою очередь автором законопроекта не предложен механизм, который сделал бы возможным беспрепятственное определение тех денежных средств (из числа поступающих на счет должника), которые в силу статьи 101 Закона об исполнительном производстве не могут быть объектом обращения взыскания.
По аналогичным основаниям не может быть поддержано предложение о внесении изменений в часть 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве, которые предполагают возможность получения судебным приставом-исполнителем в банках и иных кредитных организациях не только сведений о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте, но и информации о назначении данных денежных средств, поступающих на счета должника.
На основании изложенного Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1039332-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" отклонить.
Утверждено на заседании Комитета от 17 ноября 2016 года.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.