Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике
на проект федерального закона N 37671-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" внесенный депутатами Государственной Думы А.К. Луговым, Ш.Ю. Саралиевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи, рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы А.К. Луговым, Ш.Ю. Саралиевым проект федерального закона N 37671-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в ряд федеральных законов, которые предусматривают регулирование деятельности организатора аудиовизуального сервиса в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет".
Так, статьей 1 законопроекта дополняется Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" новой статьей 10.5, согласно которой определяются особенности деятельности аудиовизуальных сервисов в сети "Интернет", их права и обязанности, а также дается определение организатора аудиовизуального сервиса в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет" под которым предлагается понимать лицо, осуществляющее формирование и (или) организацию распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", аудиовизуальной продукции (совокупности фильмов, кинофильмов, иных аудиовизуальных произведений и (или) телеканалов, телепрограмм, видеопрограмм), в том числе с использованием программ для электронных вычислительных машин, предназначенной для просмотра и (или) получения потребителями, находящимися на территории Российской Федерации, за исключением предоставления доступа к информации об аудиовизуальной продукции и (или) ссылок на ресурсы, содержащие аудиовизуальную продукцию, включенные в реестр аудиовизуальных сервисов и соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.
Кроме того, вводится ограничение иностранного участия в отношении организатора аудиовизуального сервиса, внесенного в соответствующий реестр, однако, указанное ограничение не распространяется на организаторов аудиовизуальных сервисов если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или решением Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Частью 16 проектируемой статьи 10.5 законопроекта устанавливаются случаи, при которых на организаторов аудиовизуальных сервисов не распространяются нормы данной статьи, а именно:
а) если аудиовизуальные сервисы, предоставляют доступ исключительно к аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями - физическими лицами информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет";
б) если информационные системы, осуществляющие по запросу пользователя поиск в сети "Интернет" аудиовизуальной продукции и предоставляющие пользователю сведения об указателе страницы сайта в сети "Интернет" для доступа к запрашиваемой аудиовизуальной продукции, расположенной на сайтах в сети "Интернет", принадлежащих иным лицам.
Статьями 2, 3 и 4 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые корреспондируют с нормами статьи 1 законопроекта, определяющей правовой статус и особенности деятельности аудиовизуального сервиса.
В частности, статья 19.7.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополняется новыми частями 3 и 4, согласно которым вводится административная ответственность организатора аудиовизуального сервиса в случае непредставления или несвоевременного представления им в орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сведений либо представление в указанный орган заведомо недостоверных сведений.
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи концептуально поддерживает принятие законопроекта, однако обращает внимание, что некоторые его положения нуждаются в согласовании с нормами действующих федеральных законов, а также в терминологической и юридической корректировке.
Например, нормами законопроекта определяется понятие "организатор аудиовизуального сервиса", вместе с тем, не дается определение понятию "аудиовизуальный сервис", что может значительно затруднить применение норм законопроекта.
Законопроектом предлагается установить ряд полномочий и порядок деятельности Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, однако представляется целесообразным, решение данного вопроса согласовать с нормами Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Кроме того, в дополнительном обсуждении нуждаются предусмотренная пунктом 2 части 4 проектируемой статьи 10.5 обязанность организатора аудиовизуального сервиса удалять по требованию пользователя распространяемую с нарушением законодательства Российской Федерации информацию, являющуюся недостоверной, содержащую сведения о частной жизни гражданина, а также сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию.
Дополнительного обсуждения требует разграничение аудиовизуальных сервисов по территориальному принципу. Не ясно, как будет устанавливаться факт преимущественного предназначения аудиовизуального сервиса для пользователей, находящихся на территории одного субъекта Российской Федерации.
Высказанные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддерживает проект федерального закона N 37671-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.