Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
по проекту федерального закона N 6652-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации) - внесен Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям в качестве комитета соисполнителя рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях практической реализации выводов Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы".
В 2012 году были внесены поправки в Жилищный кодекс Российской Федерации, обязавшие всех собственников жилых помещений в многоквартирных домах ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт, размер платы которых определялся площадь квартиры плательщика. Одновременно субъектам Российской Федерации было предоставлено право создавать специальные уполномоченные компании, выполняющие функции региональных операторов капитального ремонта. Жильцам многоквартирных домов могли выбрать один из двух вариантов финансирования капитального ремонта - либо вносить деньги на специальный счет, предназначенный для ремонта только своего дома, либо перечислять платежи региональному оператору, аккумулирующего взносы на капитальный ремонт со всех многоквартирных домов конкретного региона. В свою очередь муниципальные образования имеют возможность самостоятельно без согласия жильцов дома выбирать способ финансирования ремонта общего имущества многоквартирного дома в случае, если жильцы последнего не приняли такого решения в установленный срок.
В контексте правовой компенсации введения указанного платежа для собственников жилых помещений, заключающейся в возложении на государство обязанности осуществления первоначального капитального ремонта общего жилого имущества многоквартирного дома, квартиры которого приватизированы его жителями, представляются уместными вопросы о налоговом статусе упомянутых взносов собственниками жилых помещений на такой капитальный ремонт и возможном ущемлении их прав в результате предоставления региональному оператору права по своему усмотрению распоряжаться перечисленными денежными средствами.
Законопроектом предлагается дополнить Жилищный кодекс Российской Федерации механизмом исполнения органом местного самоуправления, выступающим первичным наймодателем жилых помещений в многоквартирном доме, обязанности проведения капитального ремонта общего имущества в случае, если такой дом, нуждался в нем до момента начала приватизации в соответствии с установленными жилищным законодательством нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Проектом также вносятся и другие изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, направленные на расширение полномочий органов местного самоуправления и повышение прозрачности реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в частности о возможных способах формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и о критериях оценки состояния многоквартирных домов. Законопроектом устанавливается обязанность субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления утвердить порядок оказания на возвратной основе за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета дополнительной помощи при возникновении неотложной необходимости в проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает принятие законопроекта, считает его принятие своевременным, поскольку он решает проблему установления правового механизма функционирования региональных операторов, обеспечивающего в случае прекращения деятельности конкретного регионального оператора непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах перед собственниками помещений в этих домах, установления механизма компенсации собственникам помещений в многоквартирном доме накопленных ими на счете регионального оператора средств в случае их утраты, а также возврата указанных средств при прекращении деятельности регионального оператора.
Важным позитивным моментом от принятия закона станет повышение уровня информированности граждан о реализации региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
Вместе с тем, поступающая от правоохранительных органов информация из субъектов Российской Федерации свидетельствует, что помимо уточнения перечисленных моментов правового регулирования взаимоотношений органов публичной власти и собственников жилья в части ремонта общего имущества многоквартирных домов остро нуждаются в законодательном урегулировании вопросы пределов распоряжения региональными операторами и управляющими организациями взносами граждан на капитальный ремонт, контроля за полнотой и своевременностью осуществления ремонтных работ, развития системы льготного кредитования капитального ремонта, гарантий защиты прав собственников помещений в случае банкротства регионального оператора, отзыва лицензии у банка. На региональном уровне отсутствует единообразие правоприменительной практики в этой сфере. Итоги надзорных мероприятий прокуроров свидетельствуют о значительной распространенности нарушений порядка использования денежных средств, собранных с населения.
В этой связи Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям считает, что недостаточно ограничивать взаимодействие исполнительных органов и собственников помещений в многоквартирном доме только доведением до сведения жильцов информации об исполнении бывшим наймодателем обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. В предлагаемом законопроектом механизме отсутствует обратная связь о результатах исполнения возложенной на бывшего наймодателя обязанности и о качестве выполненного им капитального ремонта. Представляется, что прекращение исполнения обязательств органов местного самоуправления перед жильцами многоквартирных домов должно завершаться после предоставления управляющей компанией протокола о проведении ремонта общего имущества, заверенного не менее чем 50 процентами собственников квартир многоквартирного дома.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 6652-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 16 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.