Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона устанавливается порядок организации и использования парковок (парковочных мест) и порядок перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата владельцам. Поскольку в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение и возврат владельцам представляет собой меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, именуемую "задержание транспортного средства" (см. статьи 27.1, 27.13 Кодекса), положения о порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата владельцам относятся к законодательству об административных правонарушениях. В связи с этим отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из наименования законопроекта и его статьи 1, в законопроекте регулируются отношения в сфере паркования, под которым понимается совокупность действий, направленных на осуществление организованного хранения и стоянки транспортных средств на автостоянках, парковках и специализированных стоянках. Вместе с тем в преамбуле предлагаемого федерального закона указывается, что данный федеральный закон устанавливает основные принципы организации и осуществления парковочной деятельности в Российской Федерации, в связи с чем не ясно, что в данном случае понимается под парковочной деятельностью, в частности, как она соотносится с паркованием.
В законопроекте используются понятия "автостоянка", "машиноместо", "парковка" и "парковочное место", согласно предлагаемым определениям которых они могут располагаться как на открытых пространствах, так и в зданиях, строениях или сооружениях, при этом различие между автостоянкой и парковкой и, соответственно, между машиноместом и парковочным местом заключается в том, что автостоянки (машиноместа) предназначены для хранения автомототранспортных средств, а парковки (парковочные места) - для стоянки автотранспортных средств. В связи с этим данные положения проекта следует согласовать с положениями вступающих в силу с 1 января 2017 года абзаца третьего пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 21 (в новой редакции) и пункта 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которые, используя понятие "машино-место", относят к машино-местам "предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений" (см. также Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), при этом парковки (парковочные места) рассматриваются как предназначенные для стоянки транспортных средств места, расположенные исключительно на открытых пространствах (не в зданиях, строениях или сооружениях). При этом обращаем внимание, что из предлагаемых определений понятий "машиноместо" и "автостоянка" следует, что в законопроекте машиноместа рассматриваются только как предоставляемые во временное владение (в пользование) места на автостоянке, в то время как Гражданский кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", равно как и часть 3 статьи 11 проекта и предлагаемые проектом изменения в Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (статья 23 проекта), рассматривают машино-место (машиноместо) в качестве объекта права собственности, используемого собственником в том числе в целях хранения принадлежащего ему транспортного средства. Также отмечаем, что "парковка" и "парковочное место" в пункте 21 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пункте 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного управления в Российской Федерации", пункте 11 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" рассматриваются как синонимы.
Вместе с тем относительно предлагаемых изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" отмечаем, что с 1 января 2017 года статьи данного Федерального закона, в которые проектом предлагается внести изменения, утрачивают силу, при этом изменяется и наименование данного Федерального закона (см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
Из положений пунктов 3 и 4 части 3 статьи 3 проекта не ясно, каким образом полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, соотносится с их полномочием по определению методики расчета размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения. Аналогичное замечание относится к положениям пунктов 3 и 4 части 4 данной статьи, а также к положениям новой редакции пункта 3.3 и нового пункта 4.1 статьи 12, новой редакции пункта 3.3 и нового пункта 4.1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 20 проекта).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункта 3.3 и нового пункта 4.1 статьи 13" следует читать "пункта 3.3 и нового пункта 4.1 части 1 статьи 13"
Согласно части 1 статьи 4 проекта "территориальные зоны размещения платных парковок устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут совпадать с территориальными зонами платного въезда в населенный пункт или его часть". В данном положении необходимо уточнить, что понимается под территориальными зонами размещения платных парковок и территориальными зонами платного въезда в населенный пункт или его часть (см. пункты 7-9 статьи 1, статью 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статью 85 Земельного кодекса Российской Федерации). Кроме того, поскольку территориальные зоны устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), отмечаем, что правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (часть 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Замечание в части необходимости уточнения значения понятия "территориальные зоны размещения платных парковок" относится и к положениям статьи 8 проекта.
Согласно части 6 статьи 4 проекта каждое муниципальное образование (город федерального значения) ведет реестр парковок с расположенными на них парковочными местами, находящихся в административных границах соответствующего муниципального образования (города федерального значения), в связи с чем полагаем необходимым уточнить цели ведения данного реестра. Вместе с тем данное положение проекта следует соотнести с предлагаемыми изменениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 25 проекта), согласно которым обязанность ведения такого реестра возлагается только на муниципальные районы и городские округа. Следует также отметить, что полномочие по ведению реестра парковок не включено в закрытый перечень полномочий органов местного самоуправления, предлагаемый в части 4 статьи 3 проекта.
В части 2 статьи 5 проекта предусматривается правило, распространяющееся на все без исключения парковки, согласно которому "субъект Российской Федерации самостоятельно определяет перечень парковочных мест из числа располагающихся на территории платных парковок, на которых разрешается бесплатная стоянка автотранспортных средств в течение одного часа". Полагаем, что данное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации не должно распространяться на парковки (парковочные места), расположенные на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, поскольку принятие решений о создании и об использовании таких парковок (парковочных мест) и установление порядка создания и использования таких парковок (парковочных мест) в соответствии с положениями части 4 статьи 3 проекта относится к компетенции органов местного самоуправления.
В статье 6 проекта предусматриваются положения о праве бесплатного размещения на парковочных местах платных парковок автотранспортных средств определенных категорий граждан, однако не определен механизм установления на практике лицами, контролирующими процесс пользования платными парковками, факта принадлежности конкретного автотранспортного средства лицу, относящемуся к таким категориям граждан.
Требуют уточнения положения части 1 статьи 11 проекта о нормах обеспеченности машиноместами районов жилой застройки, поскольку, в частности, неясно, что понимается под "жилыми домами с обеспеченностью общей площадью до 30 кв. м на 1 жителя", "жилыми домами с обеспеченностью общей площадью от 30 до 50 кв. м на 1 жителя" и "жилыми домами с обеспеченностью общей площадью свыше 50 кв. м на 1 жителя".
Согласно положению части 1 статьи 15 проекта оплата расходов на перемещение и хранение задержанного автотранспортного средства взимается в размерах, установленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В данном положении следует учесть положение части 11 статьи 27.13 Кодекса, согласно которому тарифы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими указаниями, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также предлагаемое положение части 13 статьи 27.13 Кодекса (статья 24 проекта), предусматривающее установление Правительством Российской Федерации максимальных тарифов на перемещение и хранение задержанного автотранспортного средства.
Изменения пункта 3 части 2 статьи 20 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" нуждаются в дополнительном обсуждении, поскольку требование о необходимости предотвращения проникновения в помещения с постоянным пребыванием людей выхлопных газов из встроенных автомобильных стоянок, как представляется, должно распространяться на все встроенные автомобильные стоянки, а не только на "автостоянки" (см. предлагаемое определение данного понятия), которые имеют четко обозначенные машиноместа. Кроме того, неясно, почему указанное требование не распространяется одновременно и на парковки, являющиеся частью зданий и сооружений (см. предлагаемое определение понятия "парковка").
Наименование законопроекта ("О парковании") не учитывает, что в законопроекте предусматривается также внесение изменений в ряд действующих федеральных законов (статьи 19-25 проекта). Вместе с тем отмечаем, что положения статей 19-25 проекта, предусматривающие внесение изменений в ряд действующих федеральных законов, полностью дублируют содержание смежного проекта федерального закона N 1092925-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "О парковании".
Также обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 1043216-6 "О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях", который в отношении используемых мест хранения транспортных средств вместо понятий "автостоянка" и "машиноместо" использует понятия "гаражный комплекс", "гараж-стоянка", "место хранения транспортного средства (машиноместо)", "гараж или гаражный бокс".
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.