Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 1090105-6 "О внесении изменений в статьи 14.2 и 15 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях защиты ребенка от анонимного оставления после его рождения", внесенный членом Совета Федерации Е.Б. Мизулиной и депутатом Государственной Думы О.Л. Михеевым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" изменения, предусматривающие запрет на осуществление деятельности, направленной на организацию анонимного оставления детей, и дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) статьей 6.19.1, предусматривающей административную ответственность юридических лиц за создание условий для анонимного оставления детей после их рождения в виде наложения административного штрафа в размере от одного до пяти миллионов рублей либо административного приостановления деятельности юридического лица на срок до девяноста суток.
Диспозиция предлагаемой законопроектом статьи Кодекса требует уточнения, поскольку ее формулировка допускает расширительное толкование объективной стороны проектируемого состава административного правонарушения, что может породить противоречивую правоприменительную, в том числе судебную, практику.
Предлагаемый размер административного штрафа для юридических лиц, которыми, как правило, являются бюджетные учреждения, представляется чрезмерным, поскольку по объему финансовых средств он сопоставим с размером фонда оплаты труда родильного дома средней мощности от одного до трех месяцев.
Кроме того, установление в качестве санкции за совершение предусмотренного проектируемой статьей 6.19.1 Кодекса правонарушения административного приостановления деятельности юридического лица может привести к невозможности получения гражданами медицинской помощи, а также социальных и образовательных услуг детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, поскольку в настоящее время специализированные места для анонимного оставления детей создаются, как правило, при медицинских организациях и организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Необходимо отметить, Конвенция о правах ребенка предусматривает, что государства - участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6); ребенок, насколько это возможно, имеет право знать своих родителей и право на их заботу, осуществление которых государства - участники обеспечивают в соответствии с их национальным законодательством (статья 7).
Это потребует создания системы правового регулирования, равным образом обеспечивающей достижение указанных целей, и соответственно внесения комплексных изменений в законодательство Российской Федерации.
В целях предотвращения оставления детей после их рождения также необходимо принятие комплексных мер в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей, включая поддержку беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
С учетом изложенного законопроект нуждается в существенной доработке до его рассмотрения Государственной Думой в первом чтении.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.