Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1083531-6 "О внесении изменений в статью 117 Семейного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", внесенному членом Совета Федерации А.А. Клишасом
(повторно к первому чтению)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон), уточняющие порядок исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов, а также порядок обжалования постановлений судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа.
По проекту федерального закона замечаний концептуального характера не имеется. Вместе с тем отмечаем, что законопроект, по нашему мнению, нуждается в редакционной доработке.
Положения проектируемого пункта 9 части 2 статьи 43 Закона, дополняющие полномочия судебного пристава-исполнителя по прекращению исполнительного производство случаями прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацами вторым - пятым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ): при усыновлении (удочерении) ребенка, на содержание которого взыскивались алименты; при признании судом восстановления трудоспособности или прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов; при вступлении нетрудоспособного нуждающегося в помощи бывшего супруга - получателя алиментов в новый брак; со смертью лица, обязанного уплачивать алименты, не согласуются с положениями пунктов 1 и 4 части 1 статьи 43 Закона, устанавливающими, что вопросы, связанные с прекращением исполнительного производства по указанным основаниям, рассматриваются судом.
Также, поскольку пунктом 3 части 1 статьи 47 Закона определено, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 Закона, положения проектируемого пункта 2.2 части 1 статьи 47 Закона, дополняющие основания окончания исполнительного производства случаем исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, частично и возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 Закона, представляются излишними.
Кроме того, положения проектируемой части 4 статьи 57 Закона, предусматривающие, что перечисление взыскателю денежных средств судебным приставом-исполнителем, банком или иной кредитной организацией, лицами, выплачивающими должнику заработную плату или иные периодические платежи, производится путем перечисления на банковский счет взыскателя, не соотносятся с наименованием данной статьи: "Полномочия представителей сторон исполнительного производства".
Поскольку законопроектом предлагается внести изменения в часть 1 статьи 121 Закона, определив, что оспаривание в суде постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа возможно только после подачи жалобы вышестоящему должностному лицу и принятия по ней решения, которое должно быть вынесено в соответствии с частью 1 статьи 126 Закона в течении десять дней со дня поступления жалобы должностному лицу службы судебных приставов, требуется внести изменения в часть 3 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающую, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Заместитель начальника управления |
С.П. Степкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.