Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Формастрой" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "СБЕРБАНК-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ в помещениях третьего этажа и антресоли второго этажа N N 200А, 301, 305, 310, 312, 313, 313А, коридора третьего этажа, главной и запасной лестниц административного здания Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (номер извещения 0195100000516000076) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию первых частей заявок на участие в Аукционе, в отношении ряда позиций указанных в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок услуг www.zakupki.gov.ru
(далее - ЕИС) - 09.12.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 19 273 801,79 рубль;
4) на участие в Аукционе подано 13 заявок от участников закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 27.12.2016.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащим образом требования к содержанию первых частей заявок на участие в Аукционе, в отношении ряда позиций указанных в Техническом задании документации об Аукционе.
1) В пункте 22 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к показателям, не соответствующие требованиям ГОСТ 11371-78, поскольку при номинальном диаметре резьбы крепежной детали 16 мм., который требуется Заказчику, толщина должна быть 3 мм.
Пунктом 22 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к показателям товара:
"22. Шайбы (входят в группу крепежа 1) по ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия" и по ГОСТ 18123-82 "Шайбы. Общие технические условия":
Номинальный Диаметр резьбы крепежной детали: 10, 12, 14, 16 мм.
Толщина 2-2,5 мм".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что согласно ГОСТ 11371-78, при номинальном диаметре резьбы крепежной детали 16 мм, толщина должна равняться 3 мм.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены ненадлежащие требования в отношении позиции 22 "Шайбы" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком в отношении позиции 28 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе не указаны дополнительные параметры "насыпная плотность", "максимальный размер частиц".
Пунктом 28 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к показателям товара "Талькомагнезит молотый по ГОСТ 21235-75 "Тальк и талькомагнезит молотые. Технические условия".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к таким показателям как "насыпная плотность", "максимальный размер частиц" являются избыточными, поскольку указанные требования относятся к компонентному состава товара, а также результату испытания такого товара, что ограничивает количество участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3) По мнению Заявителя, Заказчиком в отношении позиции 36 "Бруски обрезные хвойных пород" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе не указаны дополнительные параметры "Плотность древесины", "Жесткость древесины в сухом виде" и т.д.
Пунктом 36 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к показателям товара Бруски обрезные хвойных пород по ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к таким показателям как "Плотность древесины", "Жесткость древесины в сухом виде", являются избыточными, поскольку указанные требования относятся к компонентному состава товара, а также результату испытания такого товара, что ограничивает количество участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4) По мнению Заявителя, в пункте 45 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к показателям не соответствующие требованиям ГОСТ 5781-82, поскольку для каждого класса арматуры установлены определенные марки стали.
Пунктом 45 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к показателям товара:
"45. Горячекатаная арматурная сталь по ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия":
Арматура изготовлена из стали: Ст3кп или Ст3пс или Ст3сп или Ст5сп или Ст5пс или 35ГС или 25Г2С или 32Г2Рпс;
Классы арматур: [A-I], [А-II], [А-III]".
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в документации об Аукционе символ "," следует читать как "и", а при указании "или" необходимо указать конкретное значение.
На заседании Комиссии установлено, что согласно Таблице 5 ГОСТ 5781-82 для каждого класса арматуры установлены определенные марки стали. При этом в пункте 45 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе необходимо указать конкретную марку стали, что не соответствует требованиям ГОСТ 5781-82.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, о наличии технической ошибки в отношении обжалуемой позиции.
Таким образом, Заказчиком установлены ненадлежащие требования в отношении позиции 45 "Горячекатаная арматурная сталь" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, по показателю "Классы арматур".
5) По мнению Заявителя, Заказчиком в отношении позиции 49 "Скипидар живичный по ГОСТ 1571-82 "Скипидар живичный. Технические условия"" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе не указаны дополнительные параметры "Массовая доля воды по Фишеру", "Летучесть по этиловому эфиру" и т.д.
Пунктом 49 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к показателям товара "Скипидар живичный по ГОСТ 1571-82 "Скипидар живичный. Технические условия"".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к таким показателям как "Массовая доля воды по Фишеру", "Летучесть по этиловому эфиру" и т.д., являются избыточными, поскольку указанные требования относятся к химическому составу товара, а также результату испытания такого товара, что ограничивает количество участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6) По мнению Заявителя, Заказчиком в отношении позиции 51 "Смеси бетонные, БСГ по ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" и по ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе не указаны значения в отношении показателя "Содержание в песке пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям".
Пунктом 51 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к показателям товара "Смеси бетонные, БСГ по ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" и по ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком не установлены значения в отношении обжалуемого показателя, в связи с чем, участник закупки не должен предоставлять информацию по данному показателю, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств подтверждающих обратное.
Таким образом, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
7) По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 55 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе повторно установлены требования к показателям "Временное сопротивление разрыву", "Относительное удлинение", "Предел текучести".
Пунктом 55 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к показателям товара:
"55. Труба прямоугольная стальная электросварная по ГОСТ 13663-86 "Трубы стальные профильные. Технические требования":
- Предел текучести: не менее 275 Н/мм2;
- Временное сопротивление: не менее 410 Н/мм2;
- Относительное удлинение: не менее 14%;
- Временное сопротивление разрыву: не менее 333 Н/мм2;
- Относительное удлинение: не менее 10%;
- Предел текучести: не менее 206 Н/мм2 либо не нормируется".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, о наличии технической ошибки в отношении обжалуемой позиции.
Таким образом, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к показателям в отношении позиции 55 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, поскольку Заказчиком повторно указаны показатели "Временное сопротивление разрыву", "Относительное удлинение", "Предел текучести", содержащие противоречивые требования в отношении значении показателей.
8) В пунктах 51, 56 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к показателям "Фракция крупного заполнителя", "Фракция щебня", не соответствующие требованиям ГОСТ 8267-93, поскольку ГОСТ 8267-93 предусматривает диапазонное значение показателя, при этом согласно инструкции документации об Аукционе, необходимо указать конкретное значение.
Пунктами 51, 56 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к показателям товара:
"51. Смеси бетонные, БСГ по ГОСТ 7473-2010 "Смеси бетонные. Технические условия" и по ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия:
Фракция крупного заполнителя: 5-20 мм.
56. Щебень из естественного камня по ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия:
Фракция щебня: 5-10 мм".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в документации об Аукционе в случае использования знака "-" участнику закупки необходимо указать одно конкретное значение из требуемого диапазона значений.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в соответствии с ГОСТ 8267-93 фракция щебня имеет диапазонное значение. Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в отношении обжалуемых позиций Заказчиком допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено ненадлежащее требование к указанию значений по показателям Фракция крупного заполнителя", "Фракция щебня" в отношении позиций 51, 56 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
9) По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 32 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к показателям не соответствующие требованиям ГОСТ 30108-94.
Пунктом 32 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к показателям товара:
"32. Раствор готовый кладочный по ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия"
Класс материалов, применяемых для приготовления растворных смесей: I или II;
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, материалов, применяемых для приготовления растворных смесей: До 740;
Область применения песка по результатам радиационно- гигиенической оценки: "Во вновь строящихся жилых и общественных зданиях; для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных зданий и сооружений". Согласно пункту 4.14.11. ГОСТ 28013-98 удельная эффективная активность естественных радионуклидов материалов, применяемых для приготовления растворных смесей, не должна превышать предельных значений в зависимости от области применения растворных смесей по ГОСТ 30108-94. Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что согласно ГОСТ 30108-94 установлены следующие требования:
Удельная эффективная активность, Бк/кг эфф, Класс материала Область применения, До 370, I, Все виды строительства
Св. 370, до 740, II, Дорожное строительство в пределах населенных пунктов и зон перспективной застройки, строительство производственных сооружений
Согласно Инструкции по заполнению первой части заявки в документации об Аукционе символ "," следует читать как "и" а символ ";" как "и". Кроме того, при указании слов "или" необходимо указать конкретное значение.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, установлено противоречивое требование к показателям в отношении позиции 32 "Раствор готовый кладочный по ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия". Поскольку показатель "Во вновь строящихся жилых и общественных зданиях; для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных зданий и сооружений", предусматривает значения показателя "Удельная эффективная Активность" равны от 370 до 740 Бк/кг эфф, при этом в документации об Аукционе установлена возможность об указании значения ниже 370 Бк/кг эфф.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии согласились с доводами Заявителя, и пояснили, что Аукционная комиссия при рассмотрении первых частей заявок участников закупки не будет учитывать требования к показателям в отношении позиций 22, 28, 32, 36, 45, 49, 51, 55, 55 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
2. Кроме того, при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено, что в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам (материалам), при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров (материалов), а также результатам испытания таких товаров (материалов), так например:
"19. Песок для строительных работ по ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" Тип 1:
Содержание зёрен крупностью свыше 10 мм не более 5% по массе;
Содержание зёрен крупностью свыше 5 мм не более 15% по массе;
Содержание зёрен крупностью менее 0,16 мм не более 15% по массе;
Содержание пылевидных и глинистых частиц не более 3% по массе;
Содержание песка из отсевов дробления 0/100/не менее 20% по массе;
Содержание глины в комках не более 0,5 % по массе;
29. Лаки канифольные по ГОСТ 15030-78 "Лак КФ-965. Технические условия":
Массовая доля нелетучих веществ 65-69 %;
Время высыхания лака до степени 3при (235_5)°С Не более 20 мин
Электрическая прочность пленки при переменном (частоты 50 Гц) напряжении после действия воды в течение 24ч при (23,0_0,5)°С
не менее 40 МВ/м;
Электрическая прочность пленки при переменном (частоты 50Гц) напряжении в исходном состоянии не менее 74 МВ/м".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава (товаров материалов), а также результаты испытания таких товаров (материалов). Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар (материалы), предлагаемый к использованию при оказании услуг для представления подробных сведений о химическом и компонентном составе, а также результатов испытания таких товаров (материалов).
Указанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Формастрой" обоснованной в части ненадлежащих требований к содержанию первых частей заявки на участие в Аукционе, в отношении позиций 22, 32, 45, 51, 55, 56 указанных в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 27.12.2016 по делу N К-2071/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2016 г. N К-2071/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был