Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "МОНТАЖГАЗСПЕЦСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию системы Шахтинско-Донского водовода (ШДВ). Повышение надежности системы водоснабжения г.Новошахтинск, г.Красный Сулин и прилегающих поселков. Строительство насосной станции в районе пос. Майский. III этап строительства. (номер извещения 0158200002016000011) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, разместившего в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) инструкцию и техническое задание документации об Аукционе с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.07.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 429 734 430 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 26.12.2016;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заявителя, в документации об Аукционе установлена не надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе 15 документации об Аукционе, в том числе установлено: "В случае если у показателей товара отсутствуют единицы измерения или указаны не корректно, то допускается указание участником соответствующие единицы измерения в соответствии нормативной документацией, в том числе международными нормами и техническими регламентами, а также в соответствии со сведениями, предоставляемыми производителями товаров (материалов)".
В приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара (материала), в том числе применяемого при производстве работ" по позиции N 3 "Труба напорная из полиэтилена" в том числе установлено: "Длина трубы: более 5".
Согласно разъяснению положений документации об Аукционе от 20.12.2016 размещенному в ЕИС: "Уважаемый Заказчик! Поясните, пожалуйста, в чем измеряются (какая единица измерения) в пункте 3 "Труба напорная из полиэтилена (ГОСТ 18599-2001)" ОТВЕТ: В соответствии с ГОСТ 18599-2001 "длина трубы" измеряется в "метрах".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 18599-2001 показатель "длина трубы" измеряется в "миллиметрах"
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что требования к содержанию заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержат положений, определяющих в соответствии с какими именно нормативными документами необходимо указывать единицы измерения в случае если в техническом задании документации об Аукционе у показателей товара отсутствуют такие единицы измерения, также не установлено какие именно единицы измерения являются не корректными.
2.В разделе 15 документации об Аукционе в том числе установлено: "При указании диапазонов значений с использованием знака "-" (тире) минимальным значением такого диапазона является значение, указанное перед знаком "-" (тире) (включительно), максимальным - значение, указанное после знака "-" (тире) (включительно). При этом в случае если значения таких показателей как "ширина", "высота", "длина", "диаметр", "толщина" "масса", а также показатели связанные с выбором "марки" товара указаны с использованием символа "-", то участнику необходимо выбрать из диапазона значений только одно значение".
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, по позиции N 2 "Катанка" технического задания документации об Аукционе установлены технические характеристики, не соответствующее требованиям ГОСТ 30136-95.
В приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара (материала), в том числе применяемого при производстве работ" по позиции N 2 "Катанка" в том числе установлено требование о соответствии товара ГОСТ 30136-95, при этом устанавливается параметр "Диаметр: 6,3-6,5 мм.".
В пункте 3.3 ГОСТ 30136-95 установлено: "Катанку изготовляют диаметром 5,0; 5,5; 6,0; 6,3; 6,5; 7,0; 8,0 и 9,0 мм. По согласованию с потребителем допускается изготовление катанки диаметром более 9,0 мм в мотках.".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что согласно положениям инструкции, техническому заданию документации об Аукционе, участник закупки по позиции "Катанка" должен указать значение показателя "Диметр", соответствующее ГОСТ 30136-95, вместе с тем, участник закупки может указать любое значение в диапазоне от 6,3 до 6,5, в том числе и 6,4 что будет соответствовать положениям инструкции документации об Аукционе, но не будет соответствовать требованиям ГОСТ 30136-95, согласно которому, значение "Диаметр" позиции "Катанка" не может быть 6,4 мм.
3. На заседании Комиссии установлено, что приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара (материала), в том числе применяемого при производстве работ" по позиции N 11 "Песок природный для строительных работ" в том числе установлено: "ГОСТ 8736-2014. Модуль крупности, Мк: свыше 2,0 до 2,5. Класс песка: 1/2. Содержание зерен крупностью свыше 10 мм: не более 5* процентов по массе, -свыше 5 мм: не более 15* процентов по массе, - менее 0,16 мм: не более 15* процентов по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц: не более 3* в процентах по массе. Содержание глины в комках: не более 0,5* в процентах по массе".
По позиции N 11 "Битумы нефтяные" в том числе установлено: "ГОСТ 22245-90. Глубина проникания иглы: при 25°С: от 91-130* и 61-90* 0,1 мм. Глубина проникания иглы: при 0°С: не менее 20* и не менее 28* 0,1 мм. Температура размягчения по кольцу и шару: не ниже 43°С и не ниже 47°С".
По позиции N 17 "Горячекатаная арматурная сталь" в том числе установлено: "ГОСТ 5781-82. Арматурная сталь должна быть изготовлена из низколегированной стали из марки 25Г2С. Предел текучести sт: не менее 40* кгс/мм2. Временное сопротивление разрыву sв: не менее 560* Н/мм2. Относительное удлинение не менее 14*%".
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
На заседании Комиссии установлено, что разделе 15 документации об Аукционе установлено: "Указанные участником показатели применяемых товаров должны быть конкретными, за исключением случаев, когда в соответствии с государственными стандартами установлено, что показатель не может быть конкретизирован (например, фракция щебня), либо производителем в документации на товар показатель не конкретизирован, либо показатели и характеристики материалов определяются по результатам испытаний или различными методами вычисления с применением специального оборудования в лабораторных условиях в соответствии с требованиями действующих государственных стандартов".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит положений, определяющих в соответствии с какими именно действующими государственными стандартами, нормами и в отношении каких именно показателей испытаний участник закупки может указать диапазонное значение в заявке на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе и надлежащую инструкцию, описание объекта закупки нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4.Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заявителя также пояснил, что в техническом задании документации об Аукционе неправомерно установлен товар, а именно "Битумная кровельная горячая мастика", который не указан в проектной документации.
В приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара (материала), в том числе применяемого при производстве работ" по позиции N 1 "Битумная кровельная горячая мастика" установлено: "(ГОСТ 2889-80). Теплостойкость: не менее 65* °С. Область применения мастики: мастика должна применяться для устройства кровель с уклоном не более 25* %".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснили, что в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара (материала), в том числе применяемого при производстве работ" установлена позиция "Битумная кровельная горячая мастика" в соответствии с потребностью Заказчика, также указанная позиция содержится в ресурсной ведомости и используется при выполнении работ в соответствии с техническим заданием.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанная позиция, установленная в документации об Аукционе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
5.На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что по позиции N 15 "Плита перекрытия с отверстиями ПТО" технического задания документации об Аукционе установлены технические характеристики, не соответствующее требованиям проектно-сметной документации.
В приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара (материала), в том числе применяемого при производстве работ" по позиции N 15 "Плита перекрытия с отверстиями ПТО", в том числе, установлено: "Длина: 1480 мм. Вес: не менее 924 кг".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснили, в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара (материала), в том числе применяемого при производстве работ" установлена позиция "Плита перекрытия с отверстиями ПТО" в соответствии с потребностью Заказчика, также указанная позиция содержится в ресурсной ведомости и используется при выполнении работ в соответствии с техническим заданием.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанная позиция, установленная в документации об Аукционе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
5.На заседании Комиссии представитель Заявителя также пояснил, что по позиции N 8 "Бетон тяжелый" технического задания документации об Аукционе установлены технические характеристики, которые не указаны в ГОСТ 26633-2015, которому должен соответствовать товар, а именно показатель водонепроницаемость и морозостойкость.
В приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара (материала), в том числе применяемого при производстве работ" по позиции N 15 "Бетон тяжелый" в том числе, установлено: "ГОСТ 26633-2015. Водонепроницаемость: низкая или средняя. Морозостойкость: средняя/низкая".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснили, в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара (материала), в том числе применяемого при производстве работ" установлена вышеуказанная техническая характеристика позиции "Бетон тяжелый" в соответствии с потребностью Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные технические характеристики, установленные в документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
6. На заседании Комиссии представитель Заявителя также пояснил, что по позиции N 8 "Труба напорная из полиэтилена" неправомерно установлено требование к способу доставки трубы.
В приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе "Сведения о качестве, технических характеристиках товара (материала), в том числе применяемого при производстве работ" по позиции N 8 "Труба напорная из полиэтилена" в том числе, установлено: "SDR: должно быть 11. Длина трубы: более 5 Коэффициент снижения давления: не более 1,0* Сt. Номинальный размер DN/OD: 1000 мм. Толщина стенки е, номин.: 90,8 мм. Рабочая температура воды Траб.: до 40°С*. Расчетная масс трубы: более 1295 кг. ".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснили, что по вышеуказанной позиции Заказчиком не устанавливался способ доставки трубы, также любой участник закупки, в случае признании его победителем, может доставить трубу любым удобным ему способом.
Учитывая изложенное Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанная позиция, установленная в документации об Аукционе не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Монтажгазспецстрой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 20.12.2016 N К-2021/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 декабря 2016 г. N К-2021/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был