Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Тендер-Билд" (далее - Заявитель) на действия Федерального дорожного агентства (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию и эксплуатации административного здания (номер извещения 0173100005716000072) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Техническом задании документации об Аукционе установлены противоречивые требования к показателям товаров (материалов) поставляемых (используемых) при оказании услуг, поскольку указанные показатели не соответствуют требованиям, а также устанавливают требованию к указанию ненадлежащих единиц измерения, что вводит участников закупки в заблуждение при подачи первых частей заявок на участии в Аукционе.
2. В документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к содержанию первых частей заявки, поскольку положения инструкции документации об Аукционе устанавливают требование к описанию участниками закупки химического и компонентного состава веществ материалов, из которых состоят товары используемые при оказании услуг.
3. Разъяснения размещенные Заказчиком изменяют суть документации об Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок услуг www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 11 550 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 19.12.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участников Аукциона.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены противоречивые требования к показателям поставляемых (используемых) товаров (материалов), что вводит участников закупки в заблуждение при подачи первых частей заявок на участии в Аукционе.
1) По мнению Заявителя, в отношении позиции 27 "Лампа тип 2" Технического задания документации об Аукционе установлены требования к показателям, не соответствующие требованиям общепринятых стандартов.
В отношении позиции 27 Заказчиком в Техническом задании документации об Аукционе установлены требования, согласно которым цветовая температура должна быть от 2700 до 4200 К, а свет лампы должен быть холодно белым.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с общепринятыми техническими стандартами, цвет холодно белый соответствуют цветовой температуре только в диапазоне от
4000 до 4200 К.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены противоречивые требования к позиции 27
"Лампа тип 2" Технического задания документации об Аукционе.
2) По мнению Заявителя, в отношении позиций 27, 28, 29, 30 Технического задания документации об Аукционе, Заказчиком установлены ненадлежащие единицы измерения по показателям "Световой поток должен быть от _ до _ Л".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в отношении обжалуемых позиций, Заказчиком допущена техническая ошибка в части единиц измерения по показателю "Световой поток должен быть от _ до _ Л".
Таким образом, Заказчиком при описания объекта закупки установлены ненадлежащие единицы измерения в отношении позиций 27, 28, 29, 30 Технического задания документации об Аукционе по показателям "Световой поток должен быть от _ до _ Л".
3) По мнению Заявителя, в отношении позиции 29 Технического задания документации об Аукционе, Заказчиком установлены противоречивые единицы измерения по показателю "Мощность", в связи с тем, по указанному показателю указаны 2 различные единицы измерения, что вводит участников закупки в заблуждение.
Позиция 29 Технического задания документации об Аукционе содержит следующие требования:
"29. Светильник светодиодный потолочный:
Должен быть мощностью не более 36 Вт и не более 4 300 Л".
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком допущена техническая ошибка в части единиц измерения обжалуемой позиции по показателю "Мощность".
Следовательно, Заказчиком установлены ненадлежащие требования в отношении единиц измерения позиции 29 Технического задания документации об Аукционе по показателю "Мощность".
4) По мнению Заявителя, Заказчиком в отношении позиций 31, 32 Технического задания документации об Аукционе установлен показатель "Мощность", который не нормируется техническими стандартами, в связи с чем отсутствует возможность предложить надлежащий конкретный показатель, поскольку ГОСТ 8799-90 (МЭК 155-83) "Стартеры для трубчатых люминесцентных ламп. Технические условия" предусматривает только обозначения мощности.
Позиция 31, 32 Технического задания документации об Аукционе содержит следующие требования:
"31. Стартер тип 1: Мощность должна быть от 4 до 65 Вт;
32. Стартер тип 2: Мощность должна быть от 4 до 22 Вт".
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТ 8799-90 (МЭК 155-83) "Стартеры для трубчатых люминесцентных ламп. Технические условия" содержит следующие положения:
"В условном обозначении стартера применены обозначения:
С - стартер;
20, 80 - предельные значения мощностей ламп, для которых предназначен стартер;
65, 70, 85, 90, 125 - значения мощности лампы, для которой предназначен стартер;
127 или 220 - номинальное напряжение стартера;
1 и 2 - отличительная особенность от базовой модели".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе руководствуясь одновременно положениями документации об Аукционе и положениями ГОСТ, поскольку в случае указания показателей в соответствии с положениями документации об Аукционе не соблюдается требование о соответствии показателей товара положениями ГОСТ.
5) Согласно доводу Заявителя, Заказчиком по позиции 35 Технического задания документации об Аукционе установлен показатель "Допустимые токовые нагрузки", при этом указанным требованиям не подходит ни один кабель соответствующий требованиям технических стандартов.
Позицией 35 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования:
"35. Кабель тип 1: Допустимые токовые нагрузки на переменном токе должно быть менее 20А".
Согласно пояснениям представителя Заказчика, указанный кабель является многожильным.
При этом на заседании Комиссии установлено, что согласно ГОСТ 31996-2012 "Кабели силовые с пластмассовой изоляцией на номинальное напряжение 0,66; 1 и 3 кВ", минимальные значения допустимых токовых нагрузок на переменном токе многожильных кабелей равны 21 А (на воздухе), и 27 А (на земле), в связи с чем Комиссия приходит к выводу, Комиссия приходит к выводу о том, что не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе руководствуясь одновременно положениями документации об Аукционе и положениями ГОСТ, поскольку в случае указания показателей в соответствии с положениями документации об Аукционе не соблюдается требование о соответствии показателей товара положениями ГОСТ.
6) Согласно доводу Заявителя, Заказчиком по позиции 42 Технического задания документации об Аукционе установлен показатель "Значение ресурса работы", при этом требования к показателю не соответствуют требованиям технических стандартов.
Позицией 42 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования:
"42. Арматура для смывных бачков: Значение ресурса работы должно быть в диапазоне не менее от 130 до 180 тыс. циклов".
При этом на заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 5.2.15 "ГОСТ 21485-94. Бачки смывные и арматура к ним. Общие технические условия" установленный ресурс бачка в сборе с наполнительной и спускной арматурой должен быть не менее 150 тысяч циклов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что не представляется возможным надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе руководствуясь одновременно положениями документации об Аукционе и положениями ГОСТ, поскольку в случае указания показателей в соответствии с положениями документации об Аукционе не соблюдается требование о соответствии показателей товара положениями ГОСТ.
7) Согласно доводу Заявителя, Заказчиком по позиции 22 Технического задания документации об Аукционе установлен показатель "Запах по согласованию с Заказчиком", в отношении которого отсутствует возможность предоставить конкретное значение.
По позиции 22 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования:
"22. Освежитель воздуха: Запах по согласованию с Заказчиком".
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы для выполнения или оказания которых используется товар заявка должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, требование о согласовании показателя в отношении "запаха" Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Требования к запаху освежителя воздуха Заказчик устанавливает самостоятельно в документации о закупке, при этом участник закупки дает согласие на оказание услуг.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащее описание закупаемых товаров (материалов) используемых при оказании услуг, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку не явилось основанием для уклонения заявок.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к содержанию первых частей заявки, поскольку положения инструкции документации об Аукционе устанавливают требование к описанию участниками закупки химического и компонентного состава веществ материалов (товаров), из которых состоят материалы (товары) используемые при оказании услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В Технической части документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ материалам, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких материалов, так например:
"50. Растворитель:
Плотность при 20°С должна быть не более 0,795 г/см3, Содержание серы должно быть не более 0,025 %, Массовая доля ароматических углеводородов должна быть не более 16 %;
51. Мастика битумная: Должна представлять собой раствор битума, специально подобранных каучуков, антикоррозионных и адгезионных добавок в органических растворителях. Стойкость покрытия на металле к действию
3%-ного водного раствора хлористого натрия при 20(_2) °С должна быть не менее 28 суток. Массовая доля нелетучих веществ должна быть более 45 %. Время полного высыхания при 20 (_2) °С до степени 3 должна быть не более 48 часов. Эластичность покрытия при изгибе при 20 (_2) °С должна быть не более 1,5 мм".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава материалов. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений о химическом и компонентном составе таких материалов.
Указанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку указанное основание не явилось причиной отклонения заявки участника закупки.
3. По мнению Заявителя, разъяснения положений документации об Аукционе изменяют ее суть, и водят в заблуждение участников Аукциона.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 стать 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком на запросы о разъяснении положений документации об Аукционе даны развернутые ответы, в том числе указано на то, как участникам Аукциона указать информацию о показателях, и правила описания характеристик.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обратное, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Тендер-Билд" обоснованной в части ненадлежащего описания требований к показателям товаров (материалов) поставляемых (используемых) при оказании услуг, а также в части ненадлежащего требования к содержанию заявки на участие в Аукционе
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 20.12.2016 по делу N К-2016/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 декабря 2016 г. N К-2016/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был