Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Домакс" (далее - Заявитель) на действия ГКУ города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы "УКРИС" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении ОАО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по комплексному благоустройству улиц и общественных пространств по адресу: г. Москва, ЦАО, Бульварное кольцо (нечетная сторона) (номер извещения 0173200001416001523) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ.
2. В Техническом задании документации об Аукционе установлены значения показателей, не соответствующие ГОСТ.
3. Товары, установленные в Техническом задании документации об Аукционе, неправомерно разделены на типы, вследствие чего участникам закупки не представляется возможным определить какие из типов товаров необходимы для выполнения работ, а также в каком количестве.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 23.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 615 915 770 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 19.12.2016.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктами 3, 9, 14, 30, 42, 94 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам:
"Битум тип 7: Способ получения - Окислением остатков атмосферно-вакуумной перегонки нефтей.
Дисперсия тип 2: Внешний вид - вязкая жидкость белого; слегка желтоватого цвета с размером частиц от 1* до 3 * без комков и посторонних механических включений. Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны производственных помещений: Винилацетат - 10. Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны производственных помещений: Уксусная кислота - 5. Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны производственных помещений: Дибутилфталат - 0,5. Предельно допустимые концентрации в воздухе рабочей зоны производственных помещений: Диизобутилфталат - 1.
Ксилол нефтяной: Концентрационные пределы воспламенения паров ксилола в смеси с воздухом по объему(нижний предел) - 1. Концентрационные пределы воспламенения паров ксилола в смеси с воздухом по объему(верхний предел) - 6.
Раствор тип 9: Марка по прочности растворов на сжатие в проектном возрасте - От М75* до М200*. Содержание золы - уноса в растворной смеси - не более 20.
Фанера тип 1: Частично сросшиеся, несросшиеся, выпадающие сучки, отверстия от них, червоточина: штук на 1 м2 - не более 10. Частично сросшиеся, несросшиеся, выпадающие сучки, отверстия от них, червоточина: диаметр - не более 6.
Смеси сухие тип 8: Жизнеспособность раствора - не менее 2. Прочность на сжатие - от 12* до 15*. Адгезионная прочность - не менее 0.5. Крупность заполнителя - до 0.5".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 39 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к товару "Сталь угловая тип 1": "Номер уголка - 2, 2.5 или 3; Ширина полки - 25 или 30, 20; радиус внутреннего закругления - 3.5 или 4.0 или [3.5 и 4.0]; радиус закругления полок - 1.2 или 1.3 или [1.2 и 1.3].
В соответствии с Инструкцией документации об Аукционе в случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз.
В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
В соответствии с ГОСТ 8509-93 радиус внутреннего закругления равен: для ширины 20 мм - 3,5 мм, для ширины 25 мм - 3,5 мм, для ширины 30 мм - 4,0 мм, при этом радиус закругления полок равен: для ширины 20 мм - 1,2 мм, для ширины 25 мм - 1,2 мм, для ширины 30 мм - 1,3 мм.
Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с ГОСТ 8509-93 для двух требуемых ширин невозможно указать значения радиуса внутреннего закругления, равное 4.0 мм и радиуса закругления полок, равное 1,3 мм.
Кроме того, пунктом 124 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к товару "Прокладка тип 5": "Наименование марки паронита - общего назначения А или Б. Максимально допустимые температура - "- 50 *_ +450*". Номинальная толщина - От 0.4* до 2.5*".
В соответствии с Инструкцией документации об Аукционе символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра.
Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 481-80 максимально допустимая температура является конкретным показателем, а также паронит марки ПОН-Б не изготавливается толщиной 2,5 мм.
Пунктом 127 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к товару " Резина техническая тип 2": "Свойства - Должна быть ограниченно озоностойкая или тепломорозокислото щелочестойкая; маслобензостойкая. Степень твердости - Должна быть М или Т или С. Температурный интервал - - 60*_ +80* °С".
В соответствии с ГОСТ 7338-90 температурный интервал резины технической марки тепломорозокислото щелочестойкая со степенью твердости "М" равен "от -45 до +80 °С". Для марок, со степенями твердости "Т" и "С" температурный интервал равен "от -30 до +80 °С".
Таким образом, требования к описанию участниками у показателей вышеуказанных товаров в составе заявок позволяют участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат ГОСТ.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, товары, установленные в Техническом задании документации об Аукционе, неправомерно разделены на типы, вследствие чего участникам закупки не представляется возможным определить какие из типов товаров, а также в каком количестве необходимы для выполнения работ.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что данные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика. При этом в Техническом задании документации об Аукционе содержится весь объем товаров, необходимый для выполнения работ.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил документы и доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Домакс" обоснованной в части установления ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе, а также требований к описанию участниками закупки показателей товаров в составе заявок на участие в Аукционе, противоречащих ГОСТ.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 15.12.2016 по делу N К-2006/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2016 г. N К-2006/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был