Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Мастер ДАК и К" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Заказчик), ФГБУ "Информационно-методический центр по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения" Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку боксов биологической безопасности для нужд лабораторного комплекса по контролю качества лекарственных средств ФГБУ "ИМЦЭУАОСМП" Росздравнадзора, Ярославская область (номер извещения 0373100033616000228) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В пунктах 2.6, 2.11, 2.12 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе отсутствуют указания на максимальные, минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
2. В пунктах 2.2, 2.9, 2.38 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены показатели, не позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям, установленным в документации об Аукционе.
3. В документации об Аукционе установлено излишнее требование о наличии Сертификата соответствия товара ГОСТ или документа его заменяющего.
4. В документации об Аукционе установлен срок поставки товара, ограничивающий количество участников закупки.
5. Заказчиком, Уполномоченным органом не дан ответ на запрос Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе.
Кроме того, 13.12.2016 (вх. от 13.12.2016 N 184352-ЭП/16) от Заявителя поступил довод к жалобе, содержащий информацию о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом принято решение о внесении изменений в документацию об Аукционе, при этом в нарушение положений Закона о контрактной системе не продлен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 997 362,26 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 15.12.2016.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, в пунктах 2.6, 2.11, 2.12 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе отсутствуют указания на максимальные, минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 3.1.2.1 документации об Аукционе установлено: "Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
При заключении Контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Пунктами 2.6, 2.11, 2.12 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие технические характеристики товара "Бокс биологической безопасности": "2.6. Воздухозабор, м3/ч, +/- м3/ч - 375; 2.11. Фильтр для нисходящего воздуха - U15 ULPA фильтр с эффективностью 99.9997% (MPPS) / 99.9998% (от 0,3 мкм до 0,12 мкм); 2.12. Фильтр для выходящего воздуха - U14 HEPA фильтр с эффективностью 99.99% (MPPS) (от 0,3 мкм до 0,12 мкм)".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что технические характеристики поставляемого товара, в том числе максимальные, минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, указаны в Приложении N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе и установлены в соответствии с потребностью Уполномоченного органа.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в пунктах 2.2, 2.9, 2.38 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены показатели, не позволяющие определить соответствие закупаемого товара требованиям, установленным в документации об Аукционе.
Пунктами 2.2, 2.9, 2.38 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие технические характеристики товара: "2.2. Размеры рабочей поверхности, (шгв), мм, не менее - 1150525605; 2.9. Номинальный подаваемый объём, см3, не менее - 900; 2.38. Доступ в рабочую зону, не менее - 17,3 см (20,3 см от высоты рабочей поверхности)".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что показатели "Размеры рабочей поверхности", "Номинальный подаваемый объём" установлены в соответствии с потребностью Уполномоченного органа и не противоречат законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлено излишнее требование о наличии Сертификата соответствия товара ГОСТ или документа его заменяющего, при этом должно быть установлено требование о наличии регистрационного удостоверения на товар.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 3.1 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено: "Сертификат соответствия ГОСТ РФ или документ его заменяющий".
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа сообщили, что товар "Бокс биологической безопасности" не будет применяться в медицинских целях, в связи с чем не подлежит государственной регистрации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 установлен единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (далее - Постановление N 982).
Вместе с тем, указанный товар отсутствует в едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации, установленном Постановлением N 982.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование о наличии сертификата соответствия товара ГОСТ или документа его заменяющего.
Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе установлен срок поставки товара, ограничивающий количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 Информационной карты документации об Аукционе поставка товара осуществляется с момента заключения контракта до 27 декабря 2016 года, включительно.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что срок поставки товара установлен в соответствии с потребностью Уполномоченного органа и не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих, что срок поставки товара, установленный в документации об Аукционе ограничивает количество участников закупки в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не дан ответ на запрос Заявителя о разъяснении положений документации об Аукционе.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что 06.12.2016 от Заявителя поступил запрос на разъяснение положений документации об Аукционе.
08.12.2016 Заказчиком размещены в ЕИС соответствующие разъяснения положений документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу к жалобе Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом принято решение о внесении изменений в документацию об Аукционе, при этом в нарушение положений Закона о контрактной системе не продлен срок подачи заявок на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что изменения в документацию об Аукционе не вносились, что подтверждается информацией, содержащейся в ЕИС.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
Подпунктом 2 пункта 3.2.3 Раздела I.2 документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 1 и 2 п. 1.11.1 Раздела I настоящей документации (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пп. 3 - 8 п. 1.11.1 Раздела I настоящей документации".
Подпунктом 8 пункта 1.11.1 Раздела I документации об Аукционе установлено следующее требование к участникам закупки: "участник закупки не является офшорной компанией".
Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки. Указанные документы не предусмотрены частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, и, следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Мастер ДАК и К" обоснованной в части установления в документации об Аукционе излишнего требования о наличии сертификата соответствия товара ГОСТ или документа его заменяющего.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 13 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 14.12.2016 по делу N К-1985/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 декабря 2016 г. N К-1985/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был