Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Флекс" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы судебных приставов (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению и хостингу официального интернет-сайта Федеральной службы судебных приставов в 2017 году (номер извещения 0173100012616000038) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации ненадлежащем образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
2. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 01.12.2016 N ПРО1 (далее - Протокол), опубликованный 02.12.2016 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее -ЕИС) сформирован ненадлежащим образом и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение настоящей жалобы назначено на 08.12.2016. Комиссией в целях полного, всестороннего рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, объявлен перерыв до 09.12.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 03.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 826 600 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) победителем Конкурса признано Общество с ограниченной ответственностью "Драйв Диджитал" с предложением о цене контракта 4 778 334 рублей.
1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе 24.11.2016. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 05.12.2016 (от 05.12.2016 исх. N 1), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, доводы Заявителя о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не подлежат рассмотрению Комиссией.
2. Согласно части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться, в том числе, следующая информация: порядок оценки заявок на участие в конкурсе; присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе; принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров; наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили Протокол и сообщили, что Протокол сформирован в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена контракта" (значимость критерия - 40%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия - 40%), "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия - 20%).
Оценка заявок по показателю "Качество услуг" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлена следующим образом:
"Лучшим условием исполнения контракта по показателю "Качество услуг" является наибольшее значение показателя "Качество услуг".
Порядок определения количества баллов, присуждаемых по показателю "Качество услуг":
1) количество баллов НЦБi1, присваиваемых заявке по показателю "Качество услуг", определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов Единой комиссии, присуждаемых заявке по указанному показателю;
2) лучшим предложением по показателю "Качество услуг" признается предложение участника конкурса, соответствующее требованиям технического задания, наиболее детализированные и проработанное по содержанию;
3) проработанность и детализация предложений участников оценивается
по следующим характеристикам:
- описание порядка мониторинга соответствия Сайта (содержания Сайта) актам, перечисленным в разделе 3.1. технического задания содержит список актов и конкретные требования (категории информации), на соответствие которым проверяется Сайт;
- проект регламента линии технической поддержки содержит описание организационного и технического обеспечения работы линии технической поддержки Сайта;_" и т.д.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки, установленный по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия, не позволяет определить исчерпывающий перечень сведений наиболее детализированного и проработанного по содержанию предложения участника закупки, подлежащего оценке Конкурсной комиссией.
Оценка заявок по показателю "Опыт работы участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлена, в том числе, следующим образом: "Лучшим условием исполнения контракта по показателю "Опыт работы участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" является наибольшее значение показателя "Опыт работы участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Оценка заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" представлена, в том числе, следующим образом: "Лучшим условием исполнения контракта по показателю "Деловая репутация участника закупки" является наибольшее значение показателя "Деловая репутация участника закупки".
Порядок определения количества баллов, присуждаемых по показателю "Деловая репутация участника закупки":
1) лучшим предложением по показателю "Деловая репутация участника закупки" признается предложение такого участника конкурса, которое свидетельствует о наличии у участника закупки деловой репутации по оказанию услуг сопоставимого характера с услугами, являющимися предметом конкурса.
2) подтверждением наличия у участника закупки деловой репутации по оказанию услуг сопоставимого характера с услугами, являющимися предметом конкурса подтверждает наличием у такого участника положительных отзывов и (или) благодарственных писем от заказчиков по успешно оказанным услугам сопоставимого характера с услугами, являющимися предметом конкурса".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что по указанным показателям нестоимостного критерия в Конкурсной документации не раскрыто содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта по выполнению работ с предметом осуществляемой закупки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В разделе 2.1 Конкурсной документации установлено, в том числе: "каждым участником открытого конкурса должны быть представлены в составе заявки на участие в конкурсе следующие документы: копии лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, в которые внесены следующие наименования услуг связи: услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; телематические услуги связи".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что указанные лицензии необходимы для выполнения пункта 3.2 технического задания Конкурсной документации.
В разделе 3.2 технического задания Конкурсной документации установлены необходимые требования, в том числе, к оборудованию, информационной безопасности для предоставления услуг хостинга для функционирования сайта в рамках рассматриваемой закупки.
Вместе с тем, согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копий лицензий, выданных Федеральной службой по надзору в сфере связи, в которые внесены следующие наименования услуг связи: услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; телематические услуги связи, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Согласно представленному представителями Заказчика Протоколу, Единой комиссией не приложены к указанному протоколу предложения участников Конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Единой комиссии при составлении Протокола нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. На основании части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы ООО "Флекс" на положения Конкурсной документации.
2. Признать довод жалобы ООО "Флекс" в отношении формирования Протокола необоснованным.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе
5. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы от 09.12.2016 по делу N К - 1960/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2016 г. N К-1960/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был