Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Телеком-Монтаж-Юг" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ФКУ "Управления Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - Аукционная комиссия) при проведении ФКУ "Управления Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по оснащению объектов дорожного хозяйства инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности: "Мост через реку Барсова щель на км 57+265 автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия", "Мост через реку Паук на км 58+137 автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия", "Мост через реку Аше на км 97+938 автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия", "Мост через реку Псезуапсе на км 109+546 автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия" (номер извещения 0318100051216000164) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru - 27.09.2016;
2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3. начальная (максимальная) цена контракта - 92 365 697 рублей;
4. на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5. к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
6. в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Аукционная комиссия приняла необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 18.11.2016 N 0318100051216000164-1-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с предоставлением недостоверных сведений в отношении товаров: "Прибор приемно-контрольный охранно-пожарный", "Контролер двухпроводной", "Контроллер доступа".
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) при указании конкретного показателя по максимальному и (или) минимальному значению показателей вида "до х" или "от х", где "х" - верхнее/нижнее числовое значение, участник закупки должен указать конкретный показатель, при этом крайние значения "х" включены в интервал при наличии слов "включительно", во всех иных случаях крайние значения "х" не включены в интервал. В случае, если документации об аукционе указаны максимальные (не более, менее) и/или минимальные (не менее, более) значения показателей, а также одновременно минимальные и максимальные значения, разделенные "тире", "дефисом", "_" - участником данные показатели должны быть конкретизированы, т.е. без указания слов "не менее/не более", "менее/более", "максимальное значение", "минимальное значение".
Пунктами 39 ,41, 57 Приложения N 4 к документации об Аукционе установлено следующее требование к товарам: "Прибор приемно-контрольный охранно-пожарный": габаритные размеры 156х107х29-39; "Контролер двухпроводной": потребляемый ток контролером при питании от источника с выходным напряжением - максимальное значение 200-400 мА; типовое значение при отключенных АУ 40-80 мА; типовое значение при подключенных 127 АУ с потреблением 0,5 каждое 80-160 мА; "Контроллер доступа": средний срок службы контроллера должен быть не менее 8 лет.
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе Комиссия установила, что заявка Заявителя содержит следующую информацию: "Прибор приемно-контрольный охранно-пожарный", страна происхождения Российская Федерация, торговый знак BOLID, габаритные размеры которого 156х107х35; "Контролер двухпроводной", страна происхождения Российская Федерация, торговый знак BOLID, потребляемый ток контроллером при питании от источника с выходом напряжения - максимальное значение 400 мА; типовое значение при отключенных АУ 80 мА; типовое значение при подключенных 127 АУ с потреблением 0,5 мА каждое 143,5 мА; "Контроллер доступа", страна происхождения Российская Федерация, торговый знак BOLID, срок службы 10 лет.
На заседании комиссии представителем Заказчика представлены паспорта товаров, согласно которым установлены следующие характеристики товаров:
- в соответствии с паспортом АЦДР.425513.017 ПС "Прибор приемно-контрольный охранно-пожарный" "Сигнал-20М" габаритные размеры 156х107х39, торговый знак BOLID;
- в соответствии с паспортом АЦДР.426469.012 ПС "Контроллер двухпроводной линии связи" "С2000-КДЛ" потребляемый ток контролером при питании от источника с выходным напряжением - максимальное значение 200-400 мА; типовое значение при отключенных АУ 40-80 мА; типовое значение при подключенных 127 АУ с потреблением 0,5 каждое 160 мА, торговый знак BOLID;
- в соответствии с паспортом АЦДР.425723.001 "Контроллер доступа": средний срок службы контроллера - 8 лет, торговый знак BOLID.
Таким образом, характеристики товаров с торговым знаком BOLID, представленные в составе заявки Заявителя не соответствуют информации, содержащейся в указанных паспортах товаров с торговой маркой BOLID.
На основании изложенного, Аукционная комиссия правомерно приняла решение об отклонении заявки Заявителя в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя своего подтверждения не нашел.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом 2 пункта "б" части 1 документации об Аукционе установлено, что участник закупки должен предоставить лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и согласно "Перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений", указанным в Положении "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 г. N 1225.
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по оснащению объектов дорожного хозяйства инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности: "Мост через реку Барсова щель на км 57+265 автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия", "Мост через реку Паук на км 58+137 автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия", "Мост через реку Аше на км 97+938 автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия", "Мост через реку Псезуапсе на км 109+546 автомобильной дороги А-147 "Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия"
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишнее требование к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что единственная заявка, поданная на участие в Аукционе, признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
3. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236, обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, а также не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета в соответствии с положениями Постановления N 1236. Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения предусмотренных частями 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как в единственной заявке участника Аукциона, допущенной к участию в Аукционе, указана страна происхождения товара - Российская Федерация.
4. В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте. Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что приложение N 4 документации об Аукционе "Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ" содержит ограничение для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности для копирования фрагментов.
Таким образом, действия Заказчика, опубликовавшего в ЕИС Приложение N 4 документации об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможности для копирования фрагментов, не соответствуют части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку единственная поданная заявка на участие в Аукционе не отклонена.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу "ООО Телеком-Монтаж-Юг" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 2 статьи 65, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 06.12.2016 по делу N К-1935/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 декабря 2016 г. N К-1935/16 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был