Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1031817-6 "О государственной монополии на производство и оборот табака", внесенному депутатами Государственной Думы М.В. Дегтяревым, А.Н. Диденко, а также А.А. Ищенко в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается ввести государственную монополию на производство и оборот табака, в частности, установить, что "производство и оборот табака осуществляется исключительно организациями, имеющими лицензию на производство и оборот табака, с которыми государство в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти заключило договор на производство и оборот табака" (часть 2 статьи 1 проекта).
Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет, в каких целях осуществляется лицензирование отдельных видов деятельности. Согласно части 3 статьи 2 указанного Федерального закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение соответствующего ущерба и "регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием". В связи с этим обращаем внимание на то, что в отношении табачной продукции действует Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" (далее - Федеральный закон N 268-ФЗ).
В отношении установления государственных стандартов в области производства и оборота табака (пункт 1 части 1 статьи 2 проекта) следует учесть нормы Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ), в соответствии с которыми в национальной системе стандартизации разрабатываются и принимаются национальные стандарты Российской Федерации, которые носят добровольный характер (см. пункты 1, 2, 5 статьи 2, пункт 1 статьи 4, часть 1 статьи 26 Федерального закона N 162-ФЗ). При этом одним из принципов стандартизации является "соответствие документов по стандартизации действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам" (см. пункт 8 статьи 4 Федерального закона N 162-ФЗ), которыми устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (в том числе продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, реализации) (см. статью 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Также отмечаем, что используемая в законопроекте формулировка "иные меры государственного регулирования производства и оборота табака, не урегулированные настоящим Федеральным законом" (см. пункт 9 части 1 статьи 2 проекта) носит неопределенный характер и нуждается в уточнении.
Учитывая, что согласно части 3 статьи 1 проекта под "оборотом табака" понимается в том числе его экспорт и импорт, отмечаем, что в статье 26 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" определено, что право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. При этом перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Предлагаемое в законопроекте значение понятия "оборот табака", на наш взгляд, является некорректным, поскольку для его определения используются отдельные термины, содержащиеся в определении понятия "реализация табачной продукции", предусмотренного Федеральным законом N 268-ФЗ.
Предметом правового регулирования Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Федеральный закон N 15-ФЗ) являются отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, что значительно шире предмета правового регулирования законопроекта. В связи с этим статью 3 проекта, по нашему мнению, следует исключить или указать соответствующие особенности применения Федерального закона N 15-ФЗ по каждому предмету правового регулирования, предполагающему такие особенности.
Также отмечаем, что дата введения государственной монополии на производство и оборот табака (часть 1 статьи 1 проекта) и вступления в силу проектируемого федерального закона (статья 4 проекта) требует корректировки.
Учитывая изложенное, полагаем, что проект федерального закона нуждается в дополнительном обосновании и обсуждении.
Заместитель начальника управления |
Г.А. Мартьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.