Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 15 декабря 2016 г.
по проекту федерального закона N 1020371-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (в части установления запрета на участие офшорных компаний в приватизации) (внесен депутатами Государственной Думы С.А. Гавриловым, Н.В. Арефьевым, Н.Н. Ивановым, а также И.И. Никитчуком, Н.И. Васильевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 1020371-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и отмечает следующее.
В соответствии с законопроектом предусматривается установление в отношении офшорных компаний и российских юридических лиц, контролируемых такими компаниями, запрета на покупку государственного и муниципального имущества в процессе приватизации последнего.
Кроме того, указанным офшорным компаниям и контролируемым ими российским юридическим лицам запрещается приобретать имущество стратегических акционерных обществ, относящееся к основным производственным фондам и превышающее не менее 25% балансовой стоимости активов таких акционерных обществ на дату последнего бухгалтерского баланса.
Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает концепцию законопроекта, состоящую в недопустимости приобретения офшорными компаниями и контролируемыми ими российскими юридическими лицами приватизируемого государственного и муниципального имущества, а также активов стратегически значимых акционерных обществ, перечень которых определен Президентом Российской Федерации. Необходимо отметить, что законопроектом не вводится никаких дополнительных ограничений или запретов в отношении добросовестных претендентов на приобретение государственного имущества, включая не относящихся к офшорным компаниям иностранным лицам.
При доработке законопроекта ко второму чтению следует обратить внимание на то, что кроме приватизации существуют и иные потенциальные правовые механизмы приобретения офшорными компаниями государственного имущества, в частности, через процедуры банкротства (внешнее управление, конкурсное производство) и исполнительного производства. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении соответствующих поправок в Федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве", направленных на введение ограничений на приобретение офшорными компаниями и контролируемыми ими российскими юридическими лицами основного производственного имущества государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности.
Кроме того, корреспондирующие поправки необходимо внести в правовые нормы земельного законодательства Российской Федерации, касающиеся предоставления в собственность земельных участков, находящихся под объектами недвижимости.
При внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации и государственного имущества" требуется уточнить определение понятия "контроль над юридическим лицом", приведя его в соответствие с Федеральным законом "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значения для обороны страны и безопасности государства". Одновременно в упомянутый Федеральный закон необходимо внести корреспондирующие поправки, касающиеся запрета в отношении офшорных компаний на участие в приватизации.
Законопроект концептуально поддерживается ГПУ Президента Российской Федерации, Экспертным управлением Администрации Президента Российской Федерации, аппаратом Совета безопасности Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по экономической политике.
С учетом того, что имеющиеся к законопроекту замечания не носят концептуальный характер и могут быть устранены при подготовке ко второму чтению Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает принятие проекта федерального закона N 1020371-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и статью 2 Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.